Мероприятия спецслужб и антитеррористическое за-конодательство в начале XX в

Полицейские силы Российской империи были сравнительно невелики: в столице с населением более миллиона человек городо-вых числилось 5300. Служба в полиции и в корпусе жандармов не

31

была престижной, но все же в начале ХХ в. удалось создать вполне действенную политическую полицию со службой наружного наблюдения, информационной службой, постоянной сетью осве-домителей внутри революционных организаций.

Главной целью политической полиции была защита высших представителей власти. Она могла подавить вновь активизировав-шиеся в начале ХХ в. революционные группы. Но руководство Охранного отделения сочло это невыгодным, т. к. она предпочита-ла иметь дело со старыми подпольными группами, зная об их за-мыслах и перемещениях. Министр внутренних дел Плеве, по сло-вам современников, отказался от охраны со словами: «Все планы террористов у меня в кармане!». Даже Столыпин с трибуны Думы защищал «агентурную работу» полиции.

Осень 1902 г. – в провинциальных губернских жандармских управлениях стали создаваться Охранные отделения. Были пред-приняты чрезвычайные меры для охраны императорской семьи, высокопоставленных государственных деятелей – их выезды со-вершались только после консультаций с начальниками охранных отделений.

Май 1903 г. – директором Департамента полиции стал пе-тербургский прокурор Алексей Лопухин. С его приходом Департа-мент полиции и Отделение жандармов фактически перестали под-чиняться Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: четвертое делопроизводство осуществляло надзор за ра-бочим движением и легальными организациями. Активизирова-лась и агентурно-оперативная разработка партии эсеров. Самым удачным результатом этих усилий было внедрение в руководство Боевой организации партии эсеров Евно Азефа, еще в 1893 г. ини-циативно предложившего жандармам свои услуги. С лета 1902 г. Азеф являлся членом ЦК партии, с мая 1903 г. – фактически воз-главлял Боевую организацию.

Кроме того, Лопухин решительно обновил полицейскую службу: в охранные отделения пришли молодые жандармские офицеры, в полиции до сего времени не работавшие. Для реорга-низации Лопухин воспользовался опытом старого знакомого по службе в Москве полковника С. В. Зубатова, который назначен был начальником Особого отдела департамента.

32

Зубатов хорошо знал достижения полицейского сыска в Евро-пе и одновременно особенности русского революционного движе-ния (читал нелегальную революционную литературу); был «мо-нархист самобытный», чинов не искал, с начальством враждовал. «Зубатов первым поставил розыск по образцу западноевропейско-му, введя систематическую регистрацию, фотографирование, кон-спирирование внутренней агентуры... Ведь многие не были знако-мы с самыми элементарными приемами той работы, которую они вели, не говоря об отсутствии умения разбираться в программах революционных партий и политических доктринах», – вспоминал один из учеников Зубатова17.

Возглавляя Московское охранное отделение с 1896 по 1902 г., С. В. Зубатов поставил целью своей деятельности оторвать втяну-тые в революционный процесс массы рабочих, переориентировав их на осуществляемую в конституционных рамках борьбу за улучшение экономических условий своего существования, он принимал активное личное участие в улучшении быта рабочих, организации в их среде просветительской работы. Сам С. В. Зуба-тов в письме к Л. А. Ратаеву так объяснял смысл своей деятельно-сти: «В русском движении, да, пожалуй, и в еврейском, я с успе-хом убеждаю публику, что рабочее движение – одно, а социал-демократическое – другое. Там целью является копейка, здесь – идеологическая теория. Рабочий должен стремиться к граждан-скому уравнению с так называемыми «привилегированными» классами (что вовсе не требует ни социализма, ни политической свободы, а также ни ума, знания и самодеятельности); социал же демократы, игнорируя непосредственные его интересы, зовут его помочь «привилегированным» классам в достижении их интересов (совершить революцию), обещая после этого ему всяких благ. Очевидно, только глупость и серость рабочих делают их неспо-собными видеть эту передержку и вопреки смыслу упускать сини-цу из рук и гнаться за журавлем в небе»18.

С. В. Зубатов чувствовал необходимость проведения в стране уже давно назревших реформ. Он осознавал, что нежелание вер-ховной власти изменять внутреннюю политику в соответствии с

реалиями времени способно породить социальный взрыв и, прак-тически выходя за рамки ведомственной компетенции, прилагал все силы для его предотвращения. Следует подчеркнуть, что С. В. Зубатов в среде руководителей Департамента полиции не был одинок в определении приоритета именно профилактического направления в борьбе с терроризмом и грядущей революцией. Так, руководитель Киевского охранного отделения полковник А. И. Спиридович писал: «В борьбе с революционным движением на местах практиковались тогда два метода. Первый состоял в том, что организации давали сплотиться, а затем ликвидировали ее, чтобы передать прокуратуре сообщество с большими, по возмож-ности, доказательствами виновности. Второй же заключался в си-стематических ударах по революционным деятелям, дабы мешать работе, не позволять сорганизоваться, проваливать их в глазах их же товарищей, как деятелей не конспиративных, что влечет удале-ние от работы и т. д., иными словами, действовать системой пре-дупреждения преступлений, а не только пресечением. Первый был более эффектен по результатам, второй более правилен по суще-ству. Я был сторонником второго метода»19.

Завершить реорганизацию политической полиции Зубатов не успел – в августе 1903 г. был отправлен в отставку и выслан из столицы под надзор полиции (после участия ряда членов создан-ной им легальной рабочей организации в крупнейшей стачке на юге России).

В начале 1903 г. император подписал проект нового Уголов-ного уложения, но в действие постепенно вводились лишь главы и статьи, содержавшие новые составы политических преступлений. Так, законом от 1904 г. введены в действие статьи о бунте против верховной власти, государственной измене, смуте.

Революция 1905 – 1907 гг. сделала очевидными причины не-эффективности антитеррористической деятельности:

 общество нуждалось в коренных политических и соци-ально-экономических реформах;

 необходимо было усилить правовую базу борьбы с рево-люционным терроризмом;

 сами антитеррористические структуры нуждались в реор-ганизации и смене форм и методов своей деятельности.

Июнь 1905 г. – издано Мнение Государственного Совета «О не-которых изменениях и дополнениях Закона 7 июня 1904 г. “О порядке производства по делам о преступных деяниях государственных”».

Март 1906 г. – Указ «О мерах к сокращению времени произ-водства наиболее важных уголовных дел» предусматривал также усиление санкций за сопротивление представителям властям.

1906 г. – по инициативе П. А. Столыпина был разработан про-ект закона о реорганизации полиции: у нее изымался ряд функций, не относящихся к ее прямому назначению (коммунальные, сани-тарные и т. д.) Предполагалось объединить полицию и Корпус жандармов, а общее руководство возложить на министра внутрен-них дел. I Государственная дума не успела обсудить и принять данный законопроект, однако в составе Корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи.

Август 1906 г. – Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов. Они водились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычай-ной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандующие. Процесс происходил при закрытых дверях и в течение не более 48 часов. Приговор был окончательным, прово-дился в исполнение не позже суток. Судьями назначались строе-вые офицеры, суду могли подвергаться и гражданские лица.

Ноябрь 1906 г. – правительство запрещает лицам, состоя-щим на государственной службе, участвовать в политических партиях, проявляющих стремление к борьбе с правительством. При этом особым циркуляром давалось разъяснение губернаторам, что «политическая партия может быть запрещена, если ее цель, будучи по форме легальной, недостаточно ясна»20.

20 Цит. по: Федоров В.В. История России 1861-1917. Гл. 9. «Внутренняя и внешняя политика России на рубеже XIX-XX вв. Учебник 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/libr_min/21_f/ed/orov_01.htm (дата обращения: 19.12.2016).

35

Вывод по лекции. Российские политические партии зарожда-лись в условиях полного отсутствия гражданских свобод. Полити-ческий террор в начале ХХ в. – это не только деятельность под-польных боевых групп революционеров, но и многочисленные ак-ты насилия, которые поощряла и поддерживала государственная власть на самом высоком уровне. Кроме того, в начале ХХ в. даже весьма дальновидные политические деятели обнаруживали склон-ность к провокации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: