II. Конкурс на лучшего чтеца

Критерии оценки конкурса «Зимушка-зима!»:

1. Объявление названия произведения автора произведения0-2 б

2. Знание текста наизусть 0-1 б

3. Выразительность и четкость речи 0-3б.

4. Эмоционально-экспрессивная окрашенность выступления 0-3б.

5. Своеобразие, оригинальность произведения 0-2 б

6. Оригинальность исполнения (костюм, минусовка, реквизит и т.д.) до 3 баллов

Итого

 

III. Тестирование

1. Рифма. Способы рифмовки.

 

1.1. Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются:

А) водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

В) беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.

 

1.2. Творческое задание: придумать и записать четверостишие с любым способом рифмовки про лето.

 

2. Виды рифм.

 

 

 

3. Ритм. Повторение стихотворных размеров.

Тест

Определить стихотворный размер

1. Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом…

2. Шумела полночная вьюга

В лесной и глухой стороне.

3. Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка…

4. Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой…

5. Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он.

6. Утро туманное. Утро седое.

Нивы печальные, снегом покрытые.

 

4. Темы стихотворений - про что писать? Типичные темы, примеры стихотворений классиков, их разбор.

Тест

Определить тему стихотворения

1. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем...

(А. С. Пушкин)

2....Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..

(Ф. И. Тютчев)

 

О 3. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

(М. Ю. Лермонтов)

 

4. Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

(А. А. Фет)

 

5. Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.

(Р. Рождественский)

6. Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так
Если сразу не разберешь
Плох он или хорош
Парня в горы тяни, рискни
Не бросай одного его
Пусть он в связке в одной с тобой
Там поймешь, кто такой...

(В. Высоцкий)

 

5. Повторение средств художественной выразительности (метафора, эпитет, олицетворение).

Тест

 

Ключи к тестам:

1.

А) водой-молодой, огонь-тронь, носки-близки, от пыли- не вы ли

Б) перчатка-сладко, игла-была, стержень – те же, язык – привык.

В) позови – о любви, припев – доев, Китай – покатай, (беседа, приезд – без рифмы).

2.

2.1.

2.2.

3. 1) Четырехстопный хорей

2) Трехстопный амфибрахий

3) Трехстопный анапест

4) Четырехстопный амфибрахий

5) Четырехстопный ямб

6) Четырехстопный дактиль

 

4.

1) Тема любви

2) Философская тема

3) Тема одиночества

4) Тема природы (пейзажная лирика)

5) Тема родины (патриотическая)

6) Тема дружбы

 

5.

 

 

IV. СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. История создания произведения:

· факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения

· место произведения в творчестве автора.

· кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

· ведущая тема;

· идея (основная мысль) произведения

· развитие мысли автора (лирического героя)

· эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

· художественные приёмы и их значение;

· ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;

· приёмы звукописи;

· наличие/отсутствие деления на строфы;

· особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

 

V. СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

 

1. История создания произведения:

· факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

· связь произведения с исторической эпохой его создания;

· место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

· персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;

· особенности имён и фамилий персонажей;

· поступки персонажей и их мотивация;

· предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

· связь персонажа с общественным окружением;

· отношение к герою произведения других персонажей;

· самохарактеристика персонажей;

· авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

· деление текста произведения на части, смысл такого деления;

· наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

· наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

· наличие эпиграфов и их смысл;

· наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

 

VI. СХЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

1. Время создания и публикации пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.

4. Действующие лица и их группировка.

5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

10. Роль диалогов и монологов в пьесе.

11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.

12. Жанровое и видимое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

 













































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: