Наращивая научный потенциал

В ноябре 1968 г. на должность ректора завода-втуза назначается Павлов Анатолий Георгиевич, кандидат технических наук, доцент, до этого работавший заведующим кафедрой технологии машиностроения Красноярского политехнического института. Главной задачей вуза на ближайшие годы становились вопросы развертывания на кафедрах научной работы как базы повышения квалификации преподавателей, активного использования для этого целевой аспирантуры. В задачах на пятилетку 1970-1975 гг. намечалось довести долю численности преподавателей с учеными степенями и званиями до 30 %. Но при этом не планировалось увеличение численности профессорско-преподавательского состава (она оставалась на уровне 110 человек), на уровне 210-220 человек сохранялась общая численность работающих в вузе. Прием студентов на первый курс к 1975 г. планировался 350 человек, в том числе на дневное отделение 250 человек. В области учебной работы основной задачей являлось улучшение учебно-методического обеспечения и совершенствование учебных планов в связи с оптимизацией прохождения студентами инженерно-производственной подготовки и их работой на предприятии Начало 70-х гг. было отмечено научной активностью большинства выпускающих и общенаучных кафедр. На кафедрах по заказам базовых предприятий выполнялось около 20 хоздоговорных тем. В вузе начали издаваться первые сборники научных работ (кафедра М-3), десятки научных докладов представлялись на всесоюзные научные конференции и семинары. Ежегодной практикой стало проведение студенческих научно-технических конференций. Плодотворным был 1973 г.: в центральных вузах страны состоялись 7 успешных защит кандидатских диссертаций сотрудниками завода-втуза. В системе заводов-втузов по уровню проводимых исследований и их результативности институт в 70-е гг. занимал ведущее положение. Сказывалась тесная работа с аэрокосмической отраслью и актуальность тематики. Объем финансирования научных исследований кафедр вуза со стороны базовых предприятий составлял в 1975 г. около 500 тыс. руб.

Переход к самостоятельности

В период 1976-80 гг. ректором завода-втуза являлся Всеволод Николаевич Севастьянов, кандидат технических наук, доцент, имевший большой опыт комсомольской и партийной работы в Сибирском технологическом институте. Прежний ректор А. Г. Павлов перешел на должность старшего научного сотрудника для завершения работы над докторской диссертацией. В этот период потенциал вуза давал основания ставить вопрос о расширении его самостоятельности. Пребывание завода-втуза в качестве филиала Красноярского политехнического института значительно усложняло работу, поскольку даже простые вопросы приходилось согласовывать с ректором головного института. Большим неудобством было отсутствие у вуза собственного финансового счета и бухгалтерии как самостоятельного подразделения. В 1978 г. эти вопросы были решены, кроме того, самостоятельность приобрел научно-исследовательский сектор завода-втуза. В самоопределении вуза это сыграло большую роль, и одним из катализаторов укрепления его самостоятельности явилась научно-исследовательская деятельность. Объемы финансирования исследований росли, бухгалтерское оформление договоров на проведение НИР превращалось в серьезную проблему. Территориальная удаленность вуза от головного института вынуждала научных сотрудников много времени непроизводительно тратить на оформление "бумажных дел".

Развитие вуза планировалось и в части приема студентов по дневной и вечерней формам обучения. Организационная работа ректората, повышение ответственности всех руководителей за выполнение годовых заданий обеспечивали достижения запланированных показателей. В указанный период в вузе была открыта новая специальность - "Экономика и организация производства в машиностроительной промышленности". На базовых предприятиях была довольно значительная прослойка руководителей-практиков, имевших среднее специальное образование и большой стаж производственной работы.

В заводе-втузе произошел ряд структурных перемен. В 1978 г. был организован самостоятельный вечерний факультет с двумя специальностями: технология машиностроения, экономика и организация производства в машиностроительной промышленности

Общая численность студентов за пятилетку 1976-80 гг. возросла почти на 800 человек, и составила 2300 человек, в том числе по дневной форме обучения 1600. Общий прием студентов на первый курс в 1980 г. увеличился по сравнению с 1976 г. на 175 человек и составил 525 человек, на 100 человек возрос прием на дневное отделение, он составил 350 человек. На 16 кафедрах вуза работало 160 преподавателей, из которых 65 имели ученые степени и звания. В составе кафедр появились первые штатные доктора наук, профессора.

В работе по совершенствованию системы образования упор делался на комплексный подход с повышением ответственности руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников за качество подготовки специалистов. К этому времени относится проведение работ по составлению моделей выпускаемых специалистов, технологических карт учебных дисциплин, выработки критериев оценки эффективности работы учебных подразделений, разработка системы внутривузовского контроля качества подготовки специалистов. Была развернута работа по повышению квалификации преподавателей по вопросам педагогики высшей школы, усилилось внимание к вопросам организации и контроля самостоятельной работы студентов.

К 20-летней годовщине создания вуза в 1980 г. для предприятий аэрокосмической отрасли было подготовлено 2729 специалистов, в том числе 2073 по дневной форме обучения.

ГГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: