Лекция №3. Эмоционально-волевая сфера

Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей.

К.Д. Ушинский

Цель: Дать общее представление об эмоциональной сфере человека и показать важность эмоциональной регуляции его жизнедеятельности.

Познакомить студентов с понятиями «эмоциональное переживание», «эмоции», «чувства», «аффект», «настроение», «страсть», «фрустрация».

Изучить понятие «стресс», «эустресс», «дистресс». Показать влияние различных форм стресса на организм и психику человека, пути выработки адаптивной стратегии поведения в профессиональной деятельности в условиях стрессовой ситуации.

 

План:

1. Эмоции и чувства в жизни человека.

2. Формы эмоциональных переживаний.

3. Стресс. Стресс в профессиональной деятельности.

 

3. – Как вы понимаете слова К.Д.Ушинского? Как вы думаете, в чем преимущества человека перед роботом?

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелями которых он становится, вызывают у человека разные чувства. Это – радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, гнев, возмущение. Все эти чувства и эмоции выражают отношения человека к действительности.

Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Все, что способствует удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции (радость, удовлетворение и т.д.). Все, что препятствует их удовлетворению, вызывает отрицательные эмоции (стыд, раскаяние и т.д.).

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют человеку о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Например, испортилось у человека настроение. Почему? Он и сам не знает порой, отчего это произошло. Существует даже выражение «беспричинная грусть». Однако, это не так, и причина есть всегда. Чувства, которые человек испытывает в это время как раз и сигнализируют о том, что что-то случилось; заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы и т.д. Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести. Это значит, что какие-то поступки человека заслуживают осуждения. Мучительное, непреходящее чувство заставляет нас искать ошибку, призывает исправить сделанное.

Положительными или отрицательными эмоциональные состояния называют в зависимости от того, доставляют они удовольствие человеку или нет. А вот плохих или хороших чувств не существует. Нет запрещенных эмоций. Человек имеет право испытывать любые чувства. Он только должен понимать, какое именно чувство он испытывает. Поняв это, он сможет выбрать, каким образом поступать дальше. Один мудрец сказал: «Прощая вину, испытываешь значительно больше удовольствия, чем мстя за нее. Когда прощаешь, тебе сопутствует слава. Когда мстишь – твоим уделом бывают сожаление и угрызения совести». Таким образом, эмоции и чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни и деятельности, в жизни окружающих его людей.

Эмоциональное переживание – это сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

1. Физиологический – это изменения физиологических процессов, возникающие при эмоциональных переживаниях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и.д.)

2. Психологический – это собственно переживание (радость, страх, горе и т.д.)

3. Поведенческий – это экспрессия (мимика, жесты, интонация) и различные действия.

Первые два компонента – это внутренние проявления переживания. Оценить эмоциональное состояние можно по поведению человека. Благодаря мимике, пантомимике, эмоциональным компонентам речи, мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этим переживанием, строим в соответствии с ним свои взаимоотношения. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств, является речь. Интонация, сила звука, ритм – все это, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния, с другой, - служит средством его выражения. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями лица. Именно на лице мы «читаем» радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Понимание языка эмоций помогает найти верный тон в общении с другими людьми.

  Наша задача: научиться понимать язык переживаний наших пациентов, чтобы лучше понимать их проблемы.

Эмоциональные переживания могут влиять на жизнедеятельность человека. Одни из них способствуют внутреннему подъему, появлению активности, придают человеку бодрость, энергию, уверенность в своих действиях. Такие эмоции называют стеническими. Эмоции, которые понижают жизнедеятельность человека, ослабляют или парализуют волю, называются астеническими.

- Как вы думаете, какие чувства можно отнести к стеническим, а какие – к астеническим?

 

2. Существуют различные формы проявления переживаний. Выделяют: аффекты, эмоции, чувства, настроения, страсти, фрустрации, стрессы. Все это формы образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека.

- Итак, перейдем к характеристике вышеназванных форм эмоциональных переживаний.

Эмоции – это переживания отношения (в переводе с латинского «волновать»), возникающего в данный конкретный момент времени к себе, другим людям, окружающей действительности. Эмоции носят ситуативный характер, всегда субъективны и отражают значимость для человека того или иного объекта или события. Например, отсутствие преподавателя на занятии по болезни у одних вызывает бурную радость – «Ура, не спросят!»; у других огорчение – «Зря старался». Я не говорю о проявлении элементарного человеческого сочувствия и озабоченности состоянием здоровья хорошо знакомого человека – такой эмоциональный отклик на данную ситуацию, к сожалению, встречается не часто.

Выделяют базальные (основные) эмоции и производные от них. К числу базальных относятся 10 главных эмоций: интерес-волнение, удивление, отвращение, презрение, гнев, горе-страдание, страх, стыд, радость, вина. Все другие многочисленные эмоции строятся на основе перечисленных. Например, грусть, сожаление, тревога, печаль и т.д.

- Как вы думаете, эмоции связаны с другими психическими процессами? Что, по-вашему первично: мысль («сейчас меня собьет машина») или эмоция (страх, испуг), побуждающая к действию?

Следующая форма переживания – это чувства. Это более устойчивые по сравнению с эмоциями психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии любить, если у него нет объекта привязанности. По силе протекания чувства более интенсивны, чем эмоции, и более продолжительны. Собственно эмоции свойственны и животным, а чувства присущи только человеку. Например, чувство долга, совести, профессиональной гордости и т.д. Чувства субъективно выступают показателями удовлетворения преимущественно высших потребностей человека (интеллектуальных, эстетических, нравственных и т.д.).

В зависимости от направленности чувства делятся (условно) на практические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с переживаниями, возникающими в процессе познавательной деятельности человека. Это любознательность, любопытство, радость и другие. Известно, что когда человек разбирается в трудном новом материале и, наконец, осознает, что понял, он испытывает радость. В одном старинном рассказе философ спрашивает своего ученика: «Понятно ли тебе то, что я объяснил?». «Все понятно», - ответил тот. «Ты говоришь неправду, - сказал философ. Твои уста говорят «да», в то время, как выражение твоего лица говорит «нет». Верный признак понимания – это радость на твоем лице, а не ответ «да».

Практические чувства – это переживания, связанные с конкретными видами деятельности и отражают значимость ее для человека. Например, чувство удовлетворения или чувство безразличия, скука.

Моральные (нравственные) чувства – это переживания отношения человека к другим людям, к миру в целом. Приведите пример. Это могут быть чувства любви, гуманизм, сочувствие, чувство долга и т.д.

Эстетические чувства – это переживания, испытываемые человеком в отношении к прекрасному или безобразному в искусстве, в окружающем мире, предметах, в природе.

 характеризуются большим разнообразием, многосторонностью и глубиной воздействия на человека. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психическое и физическое состояние человека, отметил еще Аристотель. Он назвал это явление катарсисом (очищением).

Необходимо помнить, что деление чувств на отдельные виды условно, так, как в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в комплексе, дополняя, обогащая и переходя, друг в друга.

Настроение – это слабое по интенсивности, но длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека на определенном промежутке времени. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение влияет на мысли и действия. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Не связано с конкретным чувством, зато связано с общим физическим и психическим самочувствием человека. На настроение влияют различные факторы: здоровье, особенности взаимодействия с другими людьми, особенности окружающей среды, мера удовлетворенности жизнью.

- Любопытные факты. Американские физиологи, например, считают, что наше настроение зависит от часа пробуждения. Оказывается, хандра, уныние, подавленность и апатия боятся, как нечистая сила утреннего света. Объясняется это тем, что в организме обнаружены гормоны, продукты деятельности которых, попадая в кровь, действуют на центр угнетения в головном мозге. Ночью их количество увеличивается, а с первыми лучами солнца – уменьшается. Так, что ложитесь спать пораньше, вставайте на рассвете и хорошее настроение легче будет сохранить до вечера. А зимой? Например, женщины, покидая дамский зал, не только выглядят привлекательнее, они и чувствуют себя спокойнее, увереннее, бодрее, легче преодолевают отрицательные эмоции.

Аффекты – это наиболее мощная эмоциональная реакция, быстро овладевающая человеком и бурно протекающая. Аффект характеризуется значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как вызывают большую затрату сил. Если обычная реакция – это душевное волнение, то аффект – это буря, взрыв эмоций. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика, учащенное или затрудненное дыхание создают картину нарастающего аффекта. Движения становятся все более безотчетными. Очень важно на этой стадии сдержаться, не потерять обладания, важно затормозить наступление аффекта (общеизвестное средство – досчитать до 10-ти). На дальнейших стадиях аффекта человек теряет контроль над собой и способен совершать безрассудные поступки. После аффекта наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.

Страсть – это сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее основную направленность его мыслей и действий. Это сложное, качественно своеобразное и встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного виды деятельности или предмета (человека). Выражается страсть в увлеченности, сосредоточенности, собранности.

- Какие, по-вашему, бывают страсти? Страсти бывают разными. Есть познавательная страсть. Герой романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель был человеком, испытывающим страсть к познанию: все его время было наполнено стремлением постоянно что-то узнавать, исследовать, его интересовало все, что было связано с жизнью насекомых. Страсть способна организовать и стимулировать деятельность человека. Великая страсть направляет людей на подвиги. Таким был научный подвиг Джордано Бруно. Ради утверждения истины он пошел на костер: «Сжечь – не значит опровергнуть. Я умираю мучеником добровольно». В.В.Давыдов, известный отечественный психолог говорил, что страсть – качество редкое, «страсть – это характеристика человека, обнаруживающая его индивидуальность».

Фрустрация – это состояние крайней неудовлетворенности, вызывающее стойкое отрицательное эмоциональное переживание, сопровождающееся расстройством сознания и деятельности. Фрустрация возникает тогда, когда человек сталкивается с непреодолимыми (как ему кажется) внешними или внутренними препятствиями в стремлении удовлетворить те или иные потребности.

 

4. – Почему стрессу мы уделяем особое внимание, выделяя его в отдельный вопрос?

О том, что современные люди подвержены стрессам свидетельствует увеличение в гигантских размерах употребление успокоительных средств, рост самоубийств, рост числа алкоголиков и наркоманов, увеличение числа людей с психическими и психосоматическими заболеваниями. К числу наиболее опасных стрессовых ситуаций относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, войны и другие явления.

Стресс – это неспецифическая реакция организма на любые требования извне, выражающаяся субъективно в состоянии напряжения. Стресс вызывается необычной и неожиданной обстановкой, сопровождающейся тревогой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям: реакция тревоги, сопротивление, истощение.

Стресс оказывает влияние на различные стороны человеческой жизни. Существует психологический, посттравматический, физиологический, профессиональный, природный и общественный стресс.

Выделяют шесть наиболее распространенных симптомов стресса:

· Бессонница

· Боль в груди, кашель

· Сексуальная неудовлетворенность

· Эмоциональная неуравновешенность

· Хроническая усталость

· Избыточный вес

Стресс может влиять на человека как отрицательно, так и положительно. Стресс, положительно влияющий на человека, получил название – эустресс. При положительном воздействии происходит мобилизация внутренних ресурсов человека, в результате чего наблюдается повышение эффективности и даже активизация деятельности. У человека возрастает способность к концентрации внимания и памяти, он лучше выполняет работу, противостоит воздействию болезнетворных факторов.

При негативном воздействии стресса (дистрессе) происходит ухудшение здоровья, появляются новые болезни, обостряются хронические заболевания.

Хотя стресс и рассматривается в аспекте взаимодействия человека и окружающей среды, его следует трактовать как индивидуальный феномен. То, что является стрессогенным для одного человека, может не быт таковым для другого. Стресс, как правило, вызывает не само по себе стрессовое воздействие, а, по мнению Г.Селье, отрицательная оценка «неприятие стимула с биологической, психологической, социальной и других точек зрения данного индивида».

Поведение человека в стрессовой ситуации характеризуется различным типом реагирования. Активное реагирование предполагает усиление эмоционально-двигательной и поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных экстремальных воздействиях. Такой способ реагирования – это попытка организма человека с помощью усиленных и ускоренных действий предотвратить возможность неблагоприятного развития ситуации.

Пассивный способ реагирования может проявляться по-разному. У некоторых людей – это замедленность, заторможенность, напряженность, отказ от активных действий. Во многом эти реакции обусловлены не только силой и продолжительностью стрессогенного воздействия, но и индивидуально-психологическими особенностями человека.

- Как вы думаете, какой способ реагирования предпочтительнее?

При непродолжительном воздействии стрессора предпочтительнее активная реакция. При продолжительном, но не очень сильном воздействии – пассивная реакция (потеря близкого человека).

Зачастую причины, вызывающие стресс, лежат в профессиональной деятельности человека. Это т.н. профессиональный стресс. В качестве стрессогенных факторов могут выступать профессиональные вредности, особо высокий темп работы или ее монотонность. Это завышенные требования к человеку, отсутствие возможность восстановиться, отдохнуть; а также неудовлетворенность своей работой, занимаемой должностью; несоответствие индивидуальных особенностей человека и выполняемой им профессиональной деятельности. К событиям вызывающим переживание стресса, следует также отнести уход с работы, изменение ее профиля, возросшую ответственность или ее снижение, большие изменения в графике работы, отсутствие работы более одного месяца, проблемы с коллегами и начальством.

Нелюбимая, скучная работа, либо предъявляющая повышенные требования к человеку, с которыми он не может справиться (значительные физические нагрузки или высокий уровень мастерства, которым не обладает человек), могут служить причинами возникновения стресса.

На профессиональную сферу человека могут влиять факторы, не имеющие непосредственного к ней отношения – личные проблемы и неприятности, сокращение свободного времени, ведущее к ограничению социальных контактов; большие затраты на дорогу до места работы и другое.

Путями снижения воздействия профессионального стресса является соблюдение требований эргономики, проведение профессионального отбора (там, где это диктуется «особыми» условиями), наличие психологической службы.

Нельзя обойти стороной зависимость эффективности выполняемой человеком деятельности от предъявляемых ему требований. Лучше всего человек работает при умеренном уровне предъявляемых требований. При заниженном или завышенном уровне требований, деятельность не столь эффективна. Избыток стимулов, как и их недостаток, могут привести к возникновению стресса.

Влияние стрессора зависит от индивидуальных особенностей людей. Так, например, люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Наиболее устойчивыми к воздействию стрессоров являются флегматики и сангвиники. Первые, в силу своей высокой эмоциональной устойчивости, уравновешенности, невысокой скорости реакции. Вторые – также из-за своей высокой эмоциональной устойчивости, некоторой поверхностности, а также благодаря хорошей приспособляемости к новым ситуациям.

Велика вероятность подверженности стрессу у холериков. Это объяснятся неуравновешенностью их нервных процессов и преобладанием процессов возбуждения над торможением. Но они могут относительно легко избавиться от состояния нервно-психического напряжения за счет своей активной реакции на стрессогенное воздействие или выплеснув свои отрицательные эмоции на других.

Тяжелее всего стресс переносят меланхолики. Это обусловлено слабостью их нервной системы, особой ранимостью и быстрой утомляемостью.

При повторном воздействии стрессоров, имеющих сходный характер и не обладающих высокой интенсивностью, у людей может повышаться стрессоустойчивость – устойчивость к воздействию стресса.

- Как вы думаете, каким уровнем стрессоустойчивости должен обладать медицинский работник? Почему?

Итак, мы убедились в том, что стресс в нашей жизни занял прочное место. Стрессовые ситуации возникают в жизни любого человека. Для медицинского работника это связано еще и с особенностями профессиональной деятельности. На какие-то из них мы можем воздействовать – изменив ситуацию к лучшему; на какие-то – нет. Поэтому очень важно научиться по-возможности, объективно, оценивать реальность и действовать там, где это необходимо. Там же, где наши действия бесполезны, - просто принять как данность.

- Вопрос о воле и волевом действии вы разберете самостоятельно. Использовать можно любую учебную литературу по психологии.

 

 

Лекция №4 Общение

Цель: Изучить тему «Общение». Раскрыть значение понятия «общение»; рассмотреть виды и уровни общения. Познакомить учащихся с различными средствами общения, раскрыть приемы невербального общения. Уделить особое внимание механизмам межличностного восприятия и понимания людей в процессе общения. Дать представление об основных феноменах межличностного общения; проанализировать причины, ведущие к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга. Сформировать навыки интерпретации невербальных средств в общении. Развивать способность более глубокого восприятия и понимания других людей в процессе общения.

План:

 1. Понятие общения.

 2. Виды и уровни общения.

 3. Средства общения.

 4. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

 

 

                                                                                  Человек немыслим без людей.                                                                                                                                                                             Гете       

1. Понятие общения.

С момента своего рождения и до конца жизни, человек находится в процессе постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем, друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции. 

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. Однако на службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны. В этой ситуации очень важно уметь научиться устанавливать контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая связь, т.е. практически все зависит от умения контактировать с людьми

- Как вы думаете, ваша будущая профессиональная деятельность в качестве медицинской сестры (фельдшера) как-то зависит от вашего умения общаться, добиваться взаимопонимания?

Еще Авиценна, великий врач и мыслитель Средневековья, говорил о трех средствах помощи больному человеку – о «ноже, траве и слове», тем самым, подчеркивая важность человеческого слова, а по сути – психологии общения в исцелении от недуга. Любая деятельность возможна только при условии установления психологического контакта и взаимопонимания между людьми. Однако помнить надо о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Основой общения является искреннее, доброжелательное отношение к человеку.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа. В литературе встречается немало определений общения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие, сопереживание и взаимное понимание друг друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в развитии и становлении разумного культурного поведения. Через общение человек приобретает высшие познавательные способности и качества, через общение человек превращается в личность (примеры - дети-маугли)

 Общение всегда двусторонний процесс, в который вовлечены все его участники, приводящий к взаимной связи людей друг с другом.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Общение осуществляется в единстве трех его функций:

1) Коммуникативная функция – проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) Интерактивная функция -  заключается в организации межличностного общения. Когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями, опытом, поступками;

3) Перцептивная функция -  проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть его виды, уровни, особенности и препятствия.

 

 2.Виды и уровни общения.

 Выделяют следующие виды общения:

 А) Внутриличностное общение. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов и т.п.

Б) Межличностное общение. Это общение двух и более людей между собой. Включает в себя все разнообразие форм и стилей общения.

В) Социальное общение. Это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

 

- Вы не раз наблюдали, что в различных жизненных ситуациях перед вами стоят разные цели, раскрываются разные ваши личностные качества. В зависимости от ситуации, вы выбираете тот или иной стиль (уровень) общения.

 

Различают следующие уровни (стили) общения:   

    

А) Примитивный уровень.

На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности. При «нужности», «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» - не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек используется фактически, как вещь, так как после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес (при общении с пациентом данный вариант общения недопустим).

 

 

Б) Манипулятивный уровень.

Данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой – либо выгоды от собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека. В таком общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им. Например: лесть, запугивание, проявление расположения, обман, «пускание пыли в глаза» и т.д.

Данный вариант общения также недопустим в процессе взаимодействия с пациентом.

 

В) Формально-ролевой уровень.

На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества, внутренний мир человека, его проблемы ит.п. Этот стиль общения допустим лишь в редких экстремальных условиях, когда пациенту необходимо оказать срочную помощь и нет возможности изучать его личность.

 

Г) Деловой (профессиональный) уровень.

Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной совместной деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела преобладают, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный стиль общения встречается довольно часто между людьми.

 

Д) Дружеский уровень.

Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием; эмоциональным переживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень общения приемлим в общении с коллегами, с близкими друзьями.

 

Е) Общение на уровне «контакта масок».

Это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека, когда используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участливости, почтительности, строгости и т.п. В этом случае под «маской» подразумевается определенный набор жестов, мимики, слов, интонаций. Все это позволяет человеку во-первых, скрыть истинное отношение к собеседнику; во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, и в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми.

 

Ж) Светский уровень.

Для этого уровня характерна поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правила

Средства общения

 В общении выделяют вербальные и невербальные средства общения.

 К вербальным относятся речевые (словесные) средства общения. К невербальным – позы, жесты, мимика.

  - Как вы думаете, какую роль играют те и другие средства общения?

По данным А. Мейрабиана, в процессе общения только 7% информации передается вербальными средствами общения (словами), 38% информации передается за счет интонации, тембра голоса и 55% информации передается за счет невербальных средств (жестов, мимики, пантомимики).

Научиться понимать язык невербального общения очень важно.

  - Как вы думаете почему?

Любой из невербальных компонентов общения может помочь убедиться в истинности сказанного словами, понять, что думают люди в действительности.

Однако для правильной трактовки невербального общения специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

 - «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;

 - жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди», при общении этот жест выражает недоверие, закрытость; при холодной погоде человек попросту замерз);                                                                                                                                                    

 - необходимо учитывать национальные особенности (так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180 раз)

  - при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку                                                                                                                                                           -   Итак, рассмотрим некоторые виды невербального общения.

Важнейшим средством невербального общения является мимика. Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Это могут быть: страдание, гнев, радость, страх и т.д.

Причем легче распознать положительные эмоции. Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы (согласно другим исследователям это губы и подбородок). Так, сдвинутые к переносице брови выражают злость. Поднятые вверх брови могут передавать удивление, недоумение или восхищение.

Опущенные уголки губ говорят о печали, горе или грусти. Крепко сжатые губы свидетельствуют об обиде.

- Что объединяет эти рисунки?

 Универсальным средством невербального общения является улыбка.

 – Как вы думаете, медсестре нужна улыбка? Почему?

Лицо медсестры должно быть доброжелательным и открытым, выражать искреннюю симпатию. Именно улыбка позволяет установить с пациентом доверительный контакт, помогает справиться с негативными эмоциями, которые испытывает больной. Подробнее мы поговорим об этом в курсе медицинской психологии. Улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка означает доброжелательность, потребность в одобрении. Улыбка помогает чувствовать себя увереннее и быть счастливее. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой. (Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако необходимо помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна раздражать собеседника.)

 Первый шаг к собеседнику – это взгляд. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, блуждающим, застывшим т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Замечено, если человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), его глаза встречаются с глазами партнера менее одной трети времени разговора. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения. (Статистики подсчитали, что в произведениях Л. Н. Толстого описано 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.)

Мимические выражения лица можно сознательно контролировать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его движениями.

Следующее средство невербального общения – жесты. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Так, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, - согласие на подчинение, а рука, поданная вертикально, - партнерское рукопожатие. (Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств.)

 

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:

А) жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание (рис.1)

Б) жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники 

В) жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз

Г) жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику

Большое значение имеет положение тела в процессе общения. От умения держаться и двигаться в значительной степени зависит и наш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации.

 Например, когда собеседник сидит, слегка наклонившись вперед, то но выражает внимание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и положил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора.

 

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

А) открытую, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; ноги не скрещены; расстегнутый пиджак (рис. 1)

Б) закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их (рис. 2)

В) поза готовности, характеризующая желание активных действий: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади

 Другим важным фактором в общении является межличностное пространство – то, как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг другу:

 

 Выделяют четыре пространственные зоны или дистанции в общении:

1) интимная зона (от 0 до 45 см). Это расстояние соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, влюбленных и друзей. Эта зона является самой важной и охраняемой человеком;

2) личная зона (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей (соответствует неформальным социальным и деловым отношениям);

3) социальная зона (от 120 см до 400 см) Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (соответствует формальным и официальным отношениям); 

4) общественная или публичная зона (от 400 см до 750 см) Это общение с большим количеством людей, с группой, с аудиторией (например, лектору, удобнее передавать информацию, а слушателям – воспринимать).

 

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении.

5. Механизмы и эффекты межличностного восприятия

– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.

Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения. (Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он). Примеры.

 Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия. Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

2) Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация – это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

 Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

  «Эффект проекции». Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект «первичности и новизны» (Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

- Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.

 

Заключение.

- Какие будут вопросы? Кому что непонятно? Какие моменты следует повторить?

- А теперь проверим, как хорошо вы разобрались в предложенных вопросах. Вашему вниманию предлагается ряд вопросов. Ответы на вопросы помогут понять, насколько хорошо вы поняли тему лекции.

 

Лекция №5. Личность

           

Личность… то, что человек делает из себя,

утверждая свою человеческую жизнь. Он

утверждает ее и в повседневных делах и

общениях, и в людях, которым он передает

частицу себя, и на баррикадах классовых боев,

и на полях сражений за Родину, порою

сознательно утверждая ее даже ценой

своей физической жизни.

А.Н.Леонтьев

 

Цель: Познакомить студентов с понятиями «индивид», «личность», «индивидуальность»; дать представление о структуре личности как комплексном психологическом образовании в единстве социального и биологического. Познакомить студентов с психодинамическими особенностями личности, понятием «темперамент», дать представление о типах нервной системы (И.П.Павлов) и истории развития учения о темпераментах. Изучить характерные особенности четырех типов темперамента: «сангвиник», «холерик», «флегматик», «меланхолик». Дать общее представление понятия «экстраверсия-интроверсия». Познакомить студентов с понятием «характер», «способности». Дать общее представление об уровнях развития способностей: одаренности, мастерстве, талантливости и гениальности. Дать общее представление о том, как изменяется личность человека под влиянием болезни. Дать понятие «воля». Показать роль волевых качеств в становлении характера человека. Организовать самостоятельное изучение вопроса «Воля. Структура волевого действия. Развитие воли».

 

План: 1. Понятие личности. Структура личности. Личность больного.

 2. Темперамент. Экстраверсия – интроверсия.

 3. Характер и способности.

 

1. – Чтобы иметь общее представление, о чем пойдет речь, я расскажу вам одну притчу. Притча об Эзопе.

- А теперь попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

Изучением свойств личности занимаются психологи и социологи, экономисты и педагоги, юристы и другие специалисты. Но личность человека настолько сложна и уникальна, что вопрос о том, что такое личность, еще долго будет оставаться актуальным. Несмотря на то, что понятие «личность» является одним из центральных понятий психологии, до настоящего времени нет единой теории личности. Достаточно сказать, что еще в 1937 году, английский психолог Олпорт представил более 50 определений личности. Поэтому, как грустно шутят ученые: «У нас у каждого своя личность» как в прямом, так и в переносном смысле.

Родившись, человек еще не является личностью. Пока это только индивид – представитель человеческого рода. Личностью человек становится под влиянием окружающей среды: жизни в обществе, воспитания и обучения, общения; в процессе деятельности и взаимодействия. Являясь понятием социальным, личность выражает все то, что есть в человеке надприродного, исторического.

Личность – это совокупность психобиологических и социально-психологических особенностей конкретного человека, живущего в определенных социально-исторических условиях. Личность выступает как субъект познания и преобразования мира. Быть личностью – значит иметь активную жизненную позицию, постоянно совершенствовать себя, уметь владеть собственным поведением.

Особенная и непохожая на других личность, с ее духовными и физическими свойствами называется индивидуальность. Неповторимость индивидуальности проявляется в мотивации и темпераменте, характере и способностях.

Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, которые определяются системой общественных отношений, в которую включен человек.

- Мы остановимся на структуре личности разработанной К.К.Платоновым.

Структура личности в понимании К.К. Платонова, есть комплексное психологическое образование, представляющее собой соотношение биологических и социальных свойств на уровне 4-ех подструктур.

Первый уровень – подструктура направленности. Она включает мировоззрение, убеждения, идеалы, моральные черты, интересы, ценности и т.д. Это социально обусловленные особенности личности, формируемые в процессе воспитания.

Второй уровень – опыт личности. Включает знания, умения, навыки; привычки, приобретенные в процессе личного опыта и путем обучения.

Третий уровень – формы отражения. Это индивидуальные особенности психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, мышления, которые формируются в течение жизни.

Четвертый уровень – биологическая основа личности. Она включает в себя задатки, особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента, половые возрастные свойства личности.

Интеграция личностных свойств и качеств, представлена в характере и способностях.

Все вместе вышеперечисленное является тем сплавом, в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.

Но под влиянием болезни гармоничность личности нарушается. Болезнь меняет восприятие и отношение человека к окружающему миру, к самому себе; создает особое положение среди близких людей и в обществе. Изменяются желания и стремления, свойственные здоровому человеку. Все раннее значимые события отходят на задний план. В ситуации тяжелой болезни, она сама и все, что с ней связано, приобретает особую значимость и важность. Нередко появляется замкнутость, снижение настроения и эмоционального тонуса (депрессивное состояние); легкая уязвимость и ранимость психики, необычные, часто неадекватные реакции на незначительные события. Психологические переживания тяжелобольного подчас заглушают его физические страдания. Наблюдается перестройка интересов от внешнего мира к собственным ощущениям, функциям своего тела, ограничение интересов. При этом меняются все стороны личности: эмоциональная и двигательная сферы, мышление и речь.

Работа медперсонала протекает в постоянном общении с пациентом, и успешность его будет зависеть от того, насколько правильно сумеет медсестра разобраться в особенностях личности больного. Необходимо понимать, что пациент испытывает глубокие страдания, как физического, так и психологического характера. Во всех случаях медсестра должна помнить, что каждый пациент – это личность, индивидуальность, заслуживающая особого отношения.

6. Итак, личность представляет собой уникальное образование, в котором сложно

переплетены индивидуально-типические (врожденные, биологические) особенности человека и социальные влияния. Личность – это, прежде всего, продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на почве генетического наследства. Корни его составляют конституциональные биологические, врожденные особенности, которые и являются основой темперамента.

- Что же такое темперамент?

Темперамент – это совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей человека, которые определяют общую динамику его психической деятельности: общую подвижность, активность, темп и интенсивность психических процессов, быстроту возникновения, силу и внешнее выражение чувств.

Так, например, один человек склонен к медлительности, другой – к торопливости; одному присуща легкость пробуждения чувств, а другой – хладнокровен. Иными словами, под темпераментом понимают динамическую характеристику личности.

Родоначальником учения о темпераменте был древнегреческий ученый, врач Гиппократ (5век до н.э.). Научное объяснение теории темперамента дал И.П.Павлов. (Раскрыть сущность теории темперамента по Гиппократу). В настоящее время вопрос о физиологической основе темперамента продолжает исследоваться учеными. Появляются все новые факты, которые не укладываются в первоначальную схему.

- Перейдем к психологической характеристике типов темперамента.

- Какие типы темперамента вам известны?

Сангвиник – это жизнерадостный, увлеченный, отзывчивый человек. Часто бывает веселым и оптимистичным. Неудачи и неприятности переносит легко. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам. Общителен, зачастую «душа компании». Однако, ему свойственны легкомысленность, поверхностность. Чувствам не хватает глубины, продолжительности. Мимика богатая, выразительная. Он много обещает, но мало выполняет. Нуждается в постоянном контроле. (Пример)

Холерик – это человек энергичный, инициативный, страстный. Быстрый и порывистый в словах и движениях. В общении вспыльчив и невыдержан. Не умеет ждать. Отличается неустойчивостью настроения. Для него характерны вспышки радости и печали. Способен к агрессии, конфликтен. Действует всегда смело и решительно, меньше всего думает об опасности. Он все время должен быть занят делом, иначе свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. (Пример)

Флегматик – главной отличительной чертой этого человека является спокойствие, уравновешенность и постоянство. Настроение ровное и устойчивое. Вид имеет невозмутимый. Мимика и жесты однообразны. Речь и движения замедленны. Они тщательно обдумывают и планируют свои поступки. Не любят неожиданностей и с трудом привыкают к переменам. Обладают высокой работоспособностью и хорошей сопротивляемостью продолжительным раздражителям и трудностям. Прочно запоминают все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Не любят менять привычки, распорядок жизни, друзей, работу. В меру общительны, они избегают пустых разговоров и неделовых контактов. Трудолюбивые, они упорно идут к своей цели, поэтому всегда достигают успеха. Слабое место – это безразличие, сухость, некоторая «толстокожесть», лень.

Меланхолик – это легкоранимый, глубоко чувствительный человек, болезненно реагирующий на все обстоятельства жизни. Он доброжелателен к людям, отзывчив, проявляет максимум сочувствия. Склонен к пониженному настроению. Это тревожный, неуверенный в себе человек, которого легко можно обидеть. Он подолгу переживает даже мелкие промахи, пасует перед любыми трудностями. Меланхолик не способен отстаивать свои взгляды, зависим. Хорошо чувствует себя только в привычной обстановке. Речь и движения заторможены, голос тихий. Мимика невыразительна. Круг общения ограничен, как правило, одним-двумя друзьями. Способен на сильные и глубокие чувства, хотя вешнее это никак не выражается. (Пример)

В чистом виде перечисленные типы темперамента встречаются крайне редко. Скорее можно говорить о выраженности тех или иных черт, которые проявляются в поведении человека.

Каждый темперамент сам по себе не является ни плохим, ни хорошим, так как каждый тип темперамента имеет свои достоинства и свои недостатки.

- Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Тип темперамента полезно учитывать там, где работа предъявляет особые требования к динамической характеристике психической деятельности.

- Приведите пример. (Пример)

Академик И.П.Павлов, изучив физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, уравновешенности и подвижности.

- Остановимся на характеристике этих свойств нервной системы.

Сила – это способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (показатель работоспособности)

Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения (неуравновешенность есть преобладание одного из процессов).

Подвижность – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга (если смена происходит замедленно, то это – это инертность).

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы И.П.Павлов и выделил 4 типа высшей нервной деятельности:

- «безудержный» - сильный, подвижный, неуравновешенный. (Какому типу темперамента соответствует?)

- «живой» - сильный, подвижный, уравновешенный.

- «спокойный» - Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (сильный, уравновешенный, инертный)

- «слабый» - Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (слабый, неуравновешенный, инертный)

Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности как интроверсия-экстраверсия, эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность.

Показатель «интроверсия-экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов – экстраверсия; либо на субъективный мир – интроверсия.

Принято считать, что экстраверты – это люди общительные, стремящиеся быть среди людей; импульсивные и энергичные. Им свойственны гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптивность. Они способны на рискованные поступки, вспыльчивы, склонны к агрессии.

Интровертам присущи необщительность, «уход в себя», богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Эти люди высоко ценят нравственные нормы, предпочитают книги общению.

Показатель «стабильность-нестабильность» характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. На одном полюсе находятся люди с высокой эмоциональной устойчивостью, хорошей адаптивностью; а на другом – люди нервозные, неустойчивые, плохо адаптированные.

- Используя тест Айзенка, мы способны будем определить преобладающий тип темперамента у каждого присутствующего здесь. Этим мы займемся на практическом занятии.

3. – Следующей важнейшей личностной составляющей является характер.

 - Что такое характер, по-вашему?

 

У каждого человека три характера: тот,

который ему приписывают; тот, который

он сам себе приписывает; и наконец, тот,

который есть в действительности.

В. Гюго.

 

Характер – это совокупность психических свойств личности, которые выражают его отношение к миру и к самому себе, сложившихся под влиянием жизненных условий и социального окружения; и проявляющаяся в деятельности и общении. Характер определяет типичные для индивида способы поведения.

Если темперамент тесно связан с врожденными особенностями нервной системы, то характер определяется, прежде всего, воспитанием и самовоспитанием. Если темперамент не может быть ни плохим, ни хорошим; то характер может. Так, например, мы говорим: «сильный характер», «тяжелый характер», «плохой характер» и т.д.

Все черты характера (их более 1,5 тыс.) можно разделить на четыре группы, которые отражают отношение человека к разным сторонам действительности.

1. Черты характера, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям. – Приведите пример таких качеств (заботливость, грубость, непринужденность, вежливость и т.д.)

2. Черты характера, в которых проявляется отношение к труду и результатам деятельности. – Приведите пример таких качеств (аккуратность, бережливость, лень, трудолюбие и т.д.)

3. Черты характера, выражающие отношение к самому себе. – Приведите пример таких качеств (самокритичность, уважение, мнительность, самодовольство и т.д.)

4. Четвертую группу составляют волевые черты личности. – Какие вы знаете волевые черты? К ним относятся целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, дисциплинированность и т.д.

Воля – это основа характера, которая проявляется в способности человека совершать сознательные действия для преодоления внешних или внутренних препятствий, находящихся на пути к достижению цели. Однако следует иметь ввиду, что волевые качества оценивают с позиций направленности личности. С позиций целей, к которым стремиться человек и средств, которые он использует. (Примеры)

- Подробнее о воле, как сознательном регулировании поведения и деятельности, вы прочитаете дополнительно и запишите в тетрадь по внеаудиторной работе.

Характер развивается постепенно и на ранних этапах жизни – под воздействием воспитания в семье, помимо сознания и воли растущего человека. Черты формирующегося характера ребенка еще нечетки, неустойчивы. Только в школьном возрасте происходит осознание сложившихся отношений и привычного способа поведения, образуются новые привычки, из которых вырастают черты характера. Особое значение в формировании характера имеет труд. Именно в труде формируются наряду с волевыми чертами (такими как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность), нравственные достоинства личности – честность, гуманизм, чувство собственного достоинства и другие.

Гармоничное формирование характера предполагает активное развитие положительных черт (общительность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, ответственность и другие), которые служат многообразным интересам человека и достижению наивысших результатов в избранном виде деятельности. Путь развития гармоничной личности – это путь ее самоактуализации (самовыражения в самой жизни). Этот путь развития направлен на:

- Актуальное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

- Способность к глубокому пониманию жизни;

- Установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;

- Принятие себя и других людей такими, какие они есть.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуациями характера. В нашей стране получила широкое распространение классификация характера Личко А.Е.

 Эта типология содержит 12 типов акцентуаций. Это неустойчивый тип, конформный, шизоидный, истероидный, астенический, эпилептоидный, сенситивный, психоастенический, гипертимный, циклоидный, лабильный и смешанный.

- Подробнее с данной типологией вы познакомитесь самостоятельно. В тетради по внеаудиторным работам запишите характеристики всех 12 типов акцентуаций. Вы должны иметь представление об отличительных признаках различных типов акцентуаций.

В медицинской практике и в своем окружении мы можем встретить людей с такими особенностями характера, которые относят к болезненным, патологическим. Болезненные изменения характера носят название психопатий. Согласно критериям разработанным русским психиатром П.Б.Ганнушкиным (1933) психопатический склад личности считается врожденным, стойким свойством индивидуума, которое в процессе жизни может усиливаться или развиваться в определенном направлении.

- Подробнее об этом вы будете говорить в курсе психиатрии.

Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников, позволит правильно построить отношения с ними, провести беседу, примерно определить характер ВКБ. Медработнику необходимо учитывать все особенности личности и тип темперамента пациента в процессе общения и выполнения манипуляций. Знание особенностей своего темперамента и характера, позволит медработнику проводить необходимую и своевременную коррекцию своего поведения в процессе работы с пациентом и в отношениях с коллегами.

       К психологическим особенностям, отличающим одного человека от другого, относят также способности.

- Что же такое способности? Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим? Кого мы называем способным? Как узнать, есть способности или нет?

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности.

Способности, также как и характер, определяются сочетанием различных свойств личности. Однако, если характер проявляется во всех сферах жизни, то способности лишь в какой-то конкретной области.

Н.А.Добролюбов говорил: «Нет людей неспособных, есть люди неуместные».

- Как вы понимаете это выражение? Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности?

Способности нельзя отождествлять с конкретными знаниями, умениями, общим уровнем развития. Нельзя, например, назвать способностями высокий рост б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: