Инструментальная музыка

Муз лит 5 класс 1четверть 2 урок

Группы по расписанию четверг 10-00 и 15-20

Урок 2.

Тема: Музыкальная культура эпохи барокко, итальянская школа.                      

 1. Прочитайте материал по теме:

 

Замок Линдерхоф[1] в Баварии

В переводе с португальского «pero la barocca» означает «жемчужина причудливой формы». Термин «барокко» применяют как определяющий свойства различных видов искусств в период с конца XVI до середины XVIII века. Для этого явления характерны, с одной стороны, большое количество изысканных деталей, украшений; с другой стороны, масштабность и

Рембрандт. Святое семейство

парадность как архитектурных шедевров, так и живописных полотен; с третьей – внимание к личности человека со всем его богатым, противоречивым внутренним миром. В эту эпоху строятся Версаль и Петергоф, Сервантес пишет своего  «Дон-Кихота», в Европе работают такие разные художники, как Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Веласкес и др.

 Искусство становится все более светским, власть церкви над умами и душами паствы начинает ослабевать.

Важнейшие явления в Музыке эпохи барокко:

· возникновение и расцвет оперы;

· дальнейшее развитие инструментальной музыки.

Опера – уникальный вид искусства, в котором объединились музыка, сценическое действие, поэзия, танец, живопись. Этому жанру оказывается под силу передать любые сюжеты, любые эмоции. Опера была предназначена для исполнения перед большим количеством публики, что впоследствии привело к строительству оперных театров практически во всех крупных городах Европы.

Первая опера «Дафна» (1598), сочиненная Якопо Пери на слова Оттавио Ринуччини, увидела свет во Флоренции, в Италии. К сожалению, до наших дней партитура «Дафны» не сохранилась.

Следующей оперной постановкой стала «Эвридика» (1600), написанная теми же авторами. В этом же году появляется еще одна «Эвридика», автором которой был композитор Джулио Каччини. Из Флоренции  опера начинает распространяться по Италии, к этому жанру обращаются музыканты Рима, Неаполя, Венеции. В начале своего существования опера звучала, в основном, во дворцах богатых и просвещенных любителей искусств, но постепенно завоевывает города Европы, привлекая самые широкие круги публики.

Одним из первых композиторов, в чьем творчестве опера занимает постоянное место, был Клаудио Монтеверди(1567-1643). Его жизнь была связана с двумя итальянскими городами – Мантуей и Венецией. Первая опера Монтеверди – «Орфей» (1608). Как мы видим, авторы с завидным постоянством обращаются к античным, «высоким» сюжетам. Но Монтеверди сумел найти путь от мифологии к исторической драме. Один из его последних шедевров – «Коронация Поппеи [2] » (1642), которая с успехом ставится и в наше время. В этой опере вокальные партии отличаются распевностью и эмоциональностью, психологической достоверностью. Оркестр, включающий струнные инструменты, клавесин, флейты и другие духовые инструменты, получает самостоятельные эпизоды в структуре оперы: увертюра, ритурнели. Хор играет важную роль в драматургии спектакля, принимает активное участие в развитии событий.

В 1637 году в Венеции открылся первый публичный оперный театр Сан-Кассиано, предприятие оказалось на редкость успешным, что послужило стимулом к открытию других оперных театров в свободном городе. В Венеции возникли термины «опера»[3] и «либретто»[4], которыми мы пользуемся и поныне.

Успешному расцвету оперной музыки в Италии способствовали консерватории. Эти учебные заведения готовили профессиональных певцов и инструменталистов, несмотря на свое первоначальное предназначение[5]. Количество и мастерство итальянских певцов и инструменталистов скоро привели к тому, что их стали приглашать в другие страны Европы, эта традиция продолжилась и в следующих веках.

Многие композиторы, не итальянцы по происхождению, получали образование в Италии, осваивая нюансы оперного жанра на его родине. Так, немецкий композитор Генрих Шютц (1585-1672), учившийся в Венеции, стал автором первой немецкой оперы «Дафна», она была поставлена в 1627 году в городе Торгау (к сожалению, партитура не сохранилась).

Подобная ситуация сложилась и в Англии. Эта страна могла по праву гордиться своими виртуозами, игравшими и сочинявшими для верджинела[6] – Берд, Гиббонс, Булл и др. Но лучшая опера, написанная в Англии в то время, только одна – «Дидона и Эней» (1689) Генри Пёрселла (1659-1695). Это великолепное и трогательное сочинение, очень лаконичное и совершенное по структуре, до сих пор входит в золотой фонд мирового оперного искусства.

Во Франции история оперы складывалась иным, более благополучным, образом. Этому стечению обстоятельств жанр обязан деятельности замечательного композитора и исполнителя Жана-Батиста Люлли (1632-1687).

Сделав при дворе успешную карьеру в качестве скрипача, Люлли вскоре стал капельмейстером и композитором при дворе Людовика XIV. Его первая опера – «Кадм и Гермиона» – появилась в 1673 году. Люлли стремился достичь выразительности в речитативах, воплощения истинного чувства в сольных номерах, добивался от певцов не только точного пения, но и первоклассной актерской игры. Он создает новую разновидность оперного спектакля – «лирическую трагедию». Печальный сюжет, впрочем, не помешал Люлли изящно вписывать в структуру оперного спектакля балетные эпизоды.

В одно и тоже время с оперой в Италии появляются вокально-инструментальные жанры – оратория и кантата. Оба жанра во многом напоминают оперу, основное отличие – отсутствие театральной постановки и декораций.

Оратория – от итальянского oratorium «молельня» – масштабное сочинение, предназначенное для исполнения певцами-солистами, хором и оркестром. В основе оратории чаще всего находился сюжеты из Священного Писания. Первой ораторией считается произведение Кавальери «Представление о душе и теле» (1600).

Кантата – от итальянского cantare «петь» – произведение, исполняемое певцами-солистами и хором (иногда без хора) в сопровождении инструментального ансамбля или оркестра. Первый опус, обозначенный этим термином – кантата итальянского композитора А.Гранди, сочиненная в 1620 году. Кантаты обычно состоят из нескольких частей, могут быть сочинены на светский или духовный сюжет. В Германии наибольшее распространение получили духовные, церковные кантаты. От оратории кантата отличается более скромными размерами.

Инструментальная музыка

В эпоху барокко инструментальная музыка обретает б о льшую самостоятельность. Аккомпанирование пению и танцам, как практически единственные возможные формы существования инструментального ансамбля, остались в прошлом. Теперь развитие инструментальной музыки продвигалось по двум основным направлениям: полифония и гомофония. В полифонии царило равноправие нескольких голосов; в гомофонии главенствовал один, остальные голоса фактуры подчинялись ему. Сложные полифонические опусы в эпоху барокко, в основном, предназначались для исполнения на органе[7]. Роль этого инструмента в структуре церковной службы приобретала все более определенные и важные черты. Среди композиторов-органистов, чье обширное наследие и исполнительское мастерство в свое время заложили основы феноменального кульминационного явления в органном искусстве – творчества И.С.Баха – итальянец Джироламо Фрескобальди, голландец Ян Свелинк, немцы Иоганн Пахельбель, Георг Бем, Дитрих Букстехуде. 

Гомофонный склад нашел свое воплощение в разнообразных жанрах, предназначенных для разных составов: это сюиты, концерты для солирующего инструмента, вариационные циклы, concerto grosso, сонаты и др.

Клавир – общее название для струнных клавишных инструментов, известных в Европе с конца XIV- XV веков. Под это определение подпадают и клавесин, и клавикорд. Так же встречаются названия чембало, вёрджинел, спинет, но это уже термины, обозначающие разновидности клавесина или клавикорда.

Трехмануальный клавесин

Основное отличие между клавесином и клавикордом заключается в способе звукоизвлечения: в механизме клавесина звук извлекался благодаря защипыванию струн; в механизме клавикорда к струнам прикасались металлические пластины. На клавикордах можно было добиться более громкого или тихого звука, контролируя силу прикосновения пальца к клавише. На клавесине громкость звука никак не зависела от усилий музыканта. На клавесине можно было добиться разной динамики, но при помощи игры на разных мануалах (клавиатурах) или при помощи включения регистров, усиливающих громкость.

Очень быстро клавесин и клавикорд завоевали популярность и как инструменты для домашнего музицирования; и как участники оперного оркестра, и как непременный элемент камерного ансамбля. Одними из лучших композиторов эпохи Барокко, много сочинявших именно для клавира, были француз Ф.Куперен (ему принадлежит 27 сюит для клавесина)    и итальянец Д.Скарлатти     (автор большого количества чудесных одночастных сонат).                                                                                  

Караваджо. Лютнист

В эпоху барокко наравне с клавишными был очень популярен струнный инструмент, который позволял исполнять многоголосные инструментальные пьесы – это лютня. С XVI века появляются разновидности данного струнно-щипкового инструмента, в которых было увеличено количество струн. Одним из выдающихся лютнистов своего времени был Винченцио Галилей – отец знаменитого ученого Галилео Галилея.                                             

Фарфоровые статуэтки, изображающие народных музыкантов, которые играют на колесной лире и волынке.

Еще один интересный инструмент, который был популярен в народной музыке Австрии, Германии, Италии, Чехии, а временами оказывался модным и среди просвещенных любителей музыки в эпоху барокко – колесная лира [8] .

И, наконец, скрипка. Именно она, потеснив старинную виолу, вышла на авансцену инструментального исполнительства сначала в Италии, а затем и в других странах Европы. Усовершенствование этого инструмента, как, впрочем, и других струнных; упорная и кропотливая работа таких скрипичных мастеров, как Амати, Страдивари, семьи Гварнери, не могли не сказаться на новом качестве звучания скрипок, альтов, виолончелей. С их живым, певучим звуком связано возникновение двух разновидностей концерта.

Concerto grosso буквально переводится как «большой концерт». В нем взаимодействуют, состязаются две группы – солисты (concertino) и полный состав оркестра (ripieno).  

Одним из первых композиторов, в чьем наследии сoncerto grosso играл важнейшую роль, был Арканджелло Корелли (1653-1713). Этот автор все свое творчество посвятил исключительно инструментальной музыке.  

Младший современник Корелли помимо инструментальной музыки обращался и к сочинительству опер, и к созданию ораторий. Но в историю музыки он вошел как непревзойденный мастер концертного жанра, его имя – Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди (1678, Венеция – 1741, Вена)

Итальянский композитор, скрипач, педагог.

Музыкальное образование получил под руководством отца, который был известным в Венеции инструменталистом (но, поначалу, цирюльником) и служил главным скрипачом капеллы собора св. Марка. Уже в 11-летнем возрасте юный Антонио настолько хорошо овладел премудростями игры на скрипке, что отец оставлял на него свою должность в капелле, когда должен был отлучиться из города. К сожалению, с детства младший Вивальди отличался слабым здоровьем, и на семейном совете было принято решение отдать его учиться на священника. В 1793 году он был рукоположен и начал служить мессы в церкви Сан-Джованни в родной Венеции. Однако на этом посту «рыжий аббат» [9] не слишком усердствовал, а вот работа преподавателя игры на скрипке в Ospedaledella Pieta – приюте-консерватории для девочек – пришлась ему по душе. Впоследствии он был капельмейстером оркестра этой консерватории. Для воспитанниц Вивальди сочинил значительное количество произведений, их сложность и виртуозность позволяют судить о весьма высоком уровне подготовки учениц консерватории.

Первые изданные сочинения Вивальди – скрипичные сонаты, опубликованные в 1705 году. Музыка Вивальди очень скоро станет известна за пределами Венеции и Италии.  

С 1713 года Вивальди сочиняет не только инструментальную музыку, но и оперы. Первая из них – «Оттон на вилле» – принесла автору солидное вознаграждение и успех у публики. Чуть позже композитор обращается к жанру оратории.  

Кроме Венеции Вивальди работал еще в Мантуе, Неаполе, Риме. Его музыка была хорошо известна в западной и северной Европе, там ставились его оперы, там издавались его концерты. В 1725 году в Амстердаме был опубликован цикл концертов; четыре первых опуса были объединены под названием “Lequattrostagione”– мы их знаем, как «Времена года».    

Летом 1741 года он скончался.

На многие годы духовная, светская, инструментальная, оперная музыка Вивальди оказалась забыта. Только в 20-е годы ХХ века в библиотеке одного из венецианских монастырей были обнаружены рукописи произведений «рыжего аббата». С того момента началось триумфальное возвращение на концертные подмостки его чудесной музыки.

 Количество сочинений Вивальди приводит в изумление: на сегодняшний день известны свыше 500 концертов (для разных составов), 27 опер, оратории, светские кантаты, духовные сочинения, сонаты и т.д.

2. Напишите в тетради ответы на вопросы:

1).Искусство каких веков принято обозначать термином "барокко"? Что характерно для этого явления?

2).Какие вокально-инструментальные жанры зародились в Италии одновременно с оперой? В чем их основное отличие от оперы? Чем они различаются между собой?

3).Какие инструменты, кроме клавира, были популярны в эпоху Барокко?

4).В каких жанрах творил композитор Антонио Вивальди? Какие его произведения приобрели особенную популярность?

3. Послушайте музыку и напишите в тетради композитора и название произведения:

 

К.Монтеверди  Пролог к опере «Орфей»  Смотреть видео

Г.Пёрселл опера «Дидона и Эней»  Плач Дидоны  Смотреть видео

Ф.Куперен пьесы для клавесина «Жнецы» и «Маленькие ветряные мельницы»         Смотреть видео

А.Корелли Соната для скрипки Фа мажор Часть 4 Гавот Смотреть видео

А.Вивальди  «Лето» часть 3 «Гроза»,   Концерт для скрипки с оркестром из цикла «Времена года» Смотреть видео

 

Чтобы видео началось необходимо: 1. нажать на клавиатуре клавишу Ctrl и 2. навести мышку на слова   Смотреть видео   (появится ладошка) 3. щёлкнуть левой кнопкой мыши и откроется страница в YouTube.

  


[1] Замок Линдерхоф был построен в XIX веке, но в соответствии со всеми стилистическими нормами и правилами архитектуры эпохи Барокко.

[2] Речь в опере идет о жестоком императоре Нероне, правившем в Риме в I веке н.э.

[3] Опера с итальянского переводится как «произведение», «дело». Во Флоренции применяли термин “dramma per musica” – драма на музыке.

[4] Либретто – книжечка, венецианцам – посетителям оперной постановки – в виде небольших книжечек продавали тексты опер.

[5] Изначально консерватории организовывались как приюты для сирот и детей из бедных семей. Воспитанники должны были участвовать в церковных службах: петь в хорах, играть в ансамблях. Музыкальное образование в приютах давалось на приличном уровне, впоследствии оно стало приоритетным.

[6] Верджинел – разновидность клавесина.

[7] Об устройстве и специфике игры на органе см. раздел, посвященный органному творчеству И.С.Баха.

[8] В частности, для нее писал произведения и Й.Гайдн.

[9] А.Вивальди получил от своих земляков это прозвище из-за огненно-рыжего цвета волос.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: