Милий Алексеевич Балакирев (1836—1910)

Музыкальная литература 7 класс пред. проф. 1 четверть 2 урок

Группы по расписанию: четверг 11-50 и 16-15

Урок 2.

Тема: Деятельность и творчество М.А.Балакирева

1. Прочитайте новый материал и сделайте записи по теме:

Милий Алексеевич Балакирев (1836—1910)

(21 декабря 1836 [2 января 1837], Нижний Новгород — 16 [29] мая 1910, Санкт-Петербург) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки».

 

  

 

Ярко одаренный композитор, блестящий пианист-виртуоз, способный дирижер, имел немалый творческий и исполнительский опыт и пользовался огромным автори­тетом у молодых коллег.

Милий Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой восходят к 14 столетию. Балакиревы несколько веков состояли на военной службе, но отец будущего композитора, Алексей Константинович, был штатским государственным служащим. Дом, где родился Милий Алексеевич – семейный особняк в Нижнем Новгороде на Телячьей улице. Столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.

В биографии Балакирева, как и у многих других русских композиторов можно встретить упоминания о том, что первое знакомство с музыкой вообще и фортепиано в частности происходило благодаря матери. Балакирев не исключение – Елизавета Ивановна прекрасно играла сама и научила сына основам владения инструментом, а в 10 лет отвезла его в Москву к известному педагогу А. Дюбюку.   В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра — Карла Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.

Систематического музыкального образования Балакирев не получил. Среди его музыкальных произведений, которые в детстве и юности произвели на него особое впечатление, были фортепианный концерт Шопена и трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Своему восхищению этими композиторами он остался верен всю жизнь.

  

Окончив Нижегородский дворянский институт (1849—1853), он два года (1853—1855) состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки и концертной деятельности. Он начинает дирижировать оркестром К. Эйзериха, выступая на ярмарке, в театре и Дворянском собрании.. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro.

А.Д. Улыбышев, первый русский музыковед, также нижегородец, в доме которого часто проводились симфонические вечера с участием Балакирева, высоко оценил талант молодого человека. Он был вхож в музыкальные круги столицы и в 1855 году привез в Петербург 19-летнего Милия, который  сразу стал выступать как пианист и познакомился с М.И. Глинкой.

Это знакомство, а также дружба с критиком В. Стасовым стали судьбоносными в его жизни. Благодаря Глинке, он активно взялся за сочинение музыки, а вместе со Стасовым они стали идеологами «Могучей кучки», к которой впоследствии присоединились Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин.

Вместе с Г. Я. Ломакиным 18 марта 1862 года основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».

С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского РМО (русского музыкального общества) (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. Н. Рубинштейн пригласил его в Московскую консерваторию, однако Балакирев посчитал, что не может занимать место профессора, не имея для того достаточно систематизированных музыкальных знаний, «а всё, что знает, усвоил из музыкального навыка и по догадке».

Милий Балакирев в преклонных годах

28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и 6 июля 1872 года начал работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги. В это время он готовился уйти в монастырь, но стараниями священника Ивана Верховского остался в миру. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. Стал вегетарианцем.

В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

2. Послушать музыкальные произведения М.А.Балакирева

 

 

 

Романс «Прекрасная рыбачка» (Баркарола) сл. А. Арсеньева  Смотреть видео

 

Фортепианное творчество Балакирева можно разделить на две сферы:

 –  пьесы виртуозно-концертного плана;

 –  салонные миниатюры.

Виртуозные пьесы Балакирева – это  обработки тем из произведений русских и зарубежных композиторов или   разработка народных тем. Его перу принадлежат обработки «Арагонской хоты» Глинки, его же «Марша Черномора», Каватины из бетховенского квартета, широко известной «Песни жаворонка» Глинки. Эти пьесы получили призвание публики,   были насыщены сложными техническими приемами, которые добавляли исполнению яркость и ощущение азарта.

 ☼ «Жаворонок» Глинка-Балакирев Смотреть видео

 

 

Наиболее известное и исполняемое до сих пор произведение Балакирева для фортепиано – фантазия «Исламей». Она написана в 1869 году, исполнена тогда же, автором. Эта пьеса имела успех не только на родине, но и за рубежом. Ее высоко ценил Ференц Лист, исполняя в концертах и знакомя с ней своих многочисленных учеников.

«Исламей» – это яркая виртуозная пьеса, в основе которой лежат две контрастные темы.

 

«Исламей» Восточная фантазия для фортепиано Смотреть видео

 

 

Чтобы видео началось необходимо: 1. нажать на клавиатуре клавишу Ctrl и 2. навести мышку на слова   Смотреть видео (появится ладошка) 3. щёлкнуть левой кнопкой мыши и откроется страница в YouTube.  

 

3. Из статьи в Википедии выписать основные произведения композитора по 1-2 каждого жанра.

Домашнее задание  выполнить в тетради и принести в школу до следующей среды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: