Год
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Школьный этап
Класс
Модуль 1. «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного характера»
Максимальная оценка по модулю 1 определяется суммой баллов, полученных по заданию 1,2 и тестовым заданиям, и не должна превышать 20 баллов.
Задание 1. А) Тип селевых потоков, который может возникнуть при строительстве ГЭС, взрывных и сельскохозяйственных работ (один или несколько правильных ответов):
В. Антропогенный.
Б) Механизм передачи возбудителя болезни (инфекции) включает выведение возбудителя из зараженного организма, пребывание его в течение определенного срока во внешней среде и внедрение возбудителя в организм здорового человека или животного. Перечислите 6 основных механизмов передачи инфекции.
Вариант ответа: фекально-оральный, капельный, трансмиссивный, контактный, вертикальный, гемоконтактный, артифициальный.
Задание 2. Как же поступить, если во время похода или прогулки в лесу с друзьями вы столкнулись с небольшим лесным или торфяным пожаром? Перечислите основные правила тушения небольшого пожара в лесу.
Вариант ответа: Если вы обнаружили очаги возгорания, немедленно известите противопожарную службу по телефону 01 (по мобильному телефону по номеру 112)!
Если пожар низовой и локальный, можно попытаться потушить пламя самостоятельно: его можно попытаться сбить, захлестывая ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. Торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой.При тушении пожара действуйте осмотрительно, не уходите далеко от дорог и просек, не теряйте из виду других участников, поддерживайте с ними зрительную и звуковую связь.При тушении торфяного пожара учитывайте, что в зоне горения могут образовываться глубокие воронки, поэтому передвигаться следует осторожно, предварительно проверив глубину выгоревшего слоя.
Задание 3. Выполните тестовые задания.
№ | Тестовые задания |
Определите один правильный ответ | |
1. | Как называется стихийное бедствие особо крупныхмасштабов и с наиболее тяжелыми последствиями,сопровождающееся необратимым изменением ландшафта? в) природной катастрофой. |
2. | К какому виду чрезвычайных событий относятся землетрясения? а) геофизическому; |
3 | Что представляет для России наибольшую опасность? б) наводнения; |
4 | Как называется комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозированию и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций(ЧС)? а) предупреждением ЧС; |
5 | Как называется прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на несколько месяцев вперед? а) долгосрочным; |
6 | К мерам по предупреждению ЧС относится: б) строительство и использование различных защитных сооружений. |
Модуль 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.
Максимальная оценка по модулю 2 определятся суммой баллов, полученных по заданиям 1, 2 и тестовым заданиям, и не должна превышать 20 баллов.
Задание 1. А. Заполните схему, вписав основные радиационно-опасные объекты (РОО).
атомные станций научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные установки и стенды; транспортные ядерные энергетические установки; |
предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и захоронению радиоактивных отходов; |
предприятия по изготовлению ядерного топлива |
военные объекты |
РОО:
Б. Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения, проживающих в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов. Приведите 4-е основных правила поведения населения.
Вариант ответа:
1. Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите укрыться в помещении.
Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний местных властей.
Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф).
Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.
Задание 2.
Какое вещество наиболее токсично?
Б. Аммиак
Задание 3. Выполните тестовые задания.
№ | Тестовые задания |
Определите один правильный ответ | |
1. | РОО-объект на котором хранят, перерабатывают,используют или транспортируют: б) радиоактивные вещества; |
2. | В зоне радиоактивного заражения человек облучается и унего может возникнуть: в) лучевая болезнь; |
3 | Где начала работать в 1954 г. первая в мире атомнаястанция: а) Обнинск; |
4 | Гидродинамические аварии - это: в) аварии на гидродинамических опасных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления. |
5 | Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных ирастений, значительное повреждение или уничтожение материальных ценностей, зданий и сооружений, это: г) зона катастрофического затопления. |
6 | После поступления сообщения об опасности разрушенияплотины необходимо: б) переместиться на ближайший возвышенный участок местности и оставаться там до тех пор, пока не прибудут спасатели или не спадет вода. Найдите допущенную ошибку. |
Модуль 3. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Максимальная оценка по модулю 3 определятся суммой баллов, полученных
По заданиям 1, 2 и тестовым заданиям, и не должна превышать 20 баллов.
Задание 1. А. качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодотворная почва- все это необходимо людям для полноценного и здорового существования. Составьте фразу (определения понятия) из приведенных фрагментов, поясните, что она означает, и запишите её полностью.
Вариант ответа:
а)……. строение и энергетика которой,
б)……. живых организмов называется,
в)……. определяется совокупности деятельности,
г)…….. оболочка Земли, состав.
Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования.
Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.
Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Облочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.
Б. Напишите основные источники загрязнения водной среды.
ВОДНАЯ СРЕДА
1. Сточные воды (СВ) и другие органические загрязнения
2. Носители инфекций
3. Вещества, являвшиеся субстратом для растений
4. Органические соли и кислоты
5. Твердые стоки
6. Неорганические соли и кислоты
7. Нефтяные загрязнения
8. адиоактивное загрязнение вод
9. утечка нефти
10. автотранспорт