Цель занятия: Приобретение курсантами и слушателями знаний по правовой основе применения специальной техникив УИС.
Семинарское занятие – 2 часа
Практические занятия – 2 часа
Семинар – 2 часа.
План
1. Понятие правовой основы применения специальной техники в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Нормативно-правовое регулирование применения специальной техники.
2. Содержание принципа законности использования технических средств.
3. Характеристика законодательных актов, регламентирующих порядок использования технических средств в УИС.
4. Основные ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие использование технических средств в УИС.
5. Организация и субъекты применения специальной техники в учреждениях УИС.
6. Основные требования, предъявляемые к сотрудникам УИС, по использованию технических средств в профессиональной деятельности.
Методические рекомендации
При изучении данной темы необходимо в первую очередь уяснить, что правовая основа применения специальной техники – это система законодательных и подзаконных актов, а также устанавливаемых ими принципов и правил, определяющих допустимость использования либо регламентирующих организацию, порядок, условия, способы и результаты использования технических средств в обеспечении правопорядка.
|
|
Нормативно-правовое регулирование применения специальной техники в правоохранительной деятельности включает в себя: нормы Конституции Российской Федерации; нормы Законов Российской Федерации; нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ; межведомственные нормативно-правовые акты; ведомственные нормативные акты.
Использование технических средств правоохранительными органами возможно, с одной стороны, для получения в рамках закона необходимой информации, но, с другой стороны, и для защиты на законных основаниях информационных и имущественных прав и свобод граждан.
В Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных актов, которые содержат нормы, допускающие использования технических средств и соответствующих приемов и действий в процессе осуществления правоохранительной деятельности.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» содержит нормы, дающие право органам и учреждениям, исполняющим наказания, осуществлять оперативно-розыскную деятельность, регистрацию осужденных, их фотографирование, видеосъемку, дактилоскопирование.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» – базовый акт в вопросах применения специальной техники оперативно-розыскного назначения – разрешает оперативным аппаратам правоохранительных органов-субъектов ОРД использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационные систем, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не приносящих вред окружающей среде; позволяет использовать для решения задач оперативно-розыскной деятельности помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе, но в то же время запрещает использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то данным законом физическими и юридическими лицами. Согласно закону перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
|
|
Федеральный закон «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прямо указывает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника. Кроме того, заключенные подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи и посылки – досмотру. В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ регламентирует применение технических средств в исправительных учреждениях. Статья 83 УИК РФ «Технические средства надзора и контроля» предоставляет администрации исправительных учреждений право использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Ст. 84 УИК РФ регламентирует оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую в исправительных учреждениях. В связи с этим оперативные аппараты УИС вправе использовать все методы и средства ОРД, включая применение специальной техники оперативно-розыскного назначения.
Анализ вышеизложенных и иных законодательных акт, регламентирующих применение специальной техники в УИС содержится в литературе [1-86, 87-93, 102-104, 111-115, 126, 131-133, 140, 142, 146-148, 150-153, 155-158].
Темы рефератов
1. Законодательные основы применения технических средств в борьбе с преступностью.
2. Правовое регулирование и принципы применения специальной техники в уголовно-исполнительной системе.
3. Организационные основы применения специальной техники.
4. Психологический фактор в организации применения специальной техники.
5. Законность применения специальной техники в оперативно-розыскной деятельности.
6. Субъекты организации и применения специальной техники.
Используемая литература: [1-86, 87-93, 102-104, 111-115, 126, 131-133, 140, 142, 146-148, 150-153, 155-158].