Методические указания
При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопро-сы: понятие о темпераменте и характере; типы темпераментов и акцентуации характера; главные|головные| свойства темперамента; физиологические основы|основание| темперамента; влияние темперамента на деятельность человека.
Во время изучения темы студенты должны знать: определение понятий «темперамент», «характер», «тип высшей нервной деятельности», «сила нервных процессов», «подвижность нервных процессов», «уравновешенность нервных процессов», «экстравертность», «интровертность», «сенситивность», «реактивность», «пластичность», «ригидность», «резистентность».
Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: диагности-ровать и анализировать состояние социально-психологического климата в коллек-тиве; создавать психологический микроклимат и деловые отношения в коллективе.
Вопросы для самопроверки
1. Понятие о темпераменте и характере.
2. Типы темпераментов и акцентуации характера.
|
|
3. Главные|головные| свойства темперамента.
4. Физиологичные основы|основание| темперамента.
5. Какую роль в деятельности специалиста в системе субъективных отношений играет знание темперамента человека?
6. В чем может выражаться учет руководителем особенностей|особенности| темперамента работника?
7. Альтернативно тестовые задания|задача|.
Ø Тождественные ли понятия «тип высшей нервной деятельности» и «темперамент»? Аргументируйте свой ответ.
Ø Можно ли утверждать, что свойства темперамента являются прирожденными?
Ø Можно ли утверждать, что темперамент непосредственно влияет на формирования черт характера человека?
Ø В зависимости от состояний|стана| человека у него могут изменяться темп вещания, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности|особенность| принадлежат к темпераменту? Определите те особенности|особенность|, которые|какие| принадлежат к темпераменту, и те, которые предопределены мотивационным фактором. За какими признаками это можно |установить?
Диагностика темперамента и характера студентов
1. Методика «Определения паспорта темперамента личности».
Диагностическая цель: определение паспорта темперамента личности.
Инструкция: «Этот тест позволит вам определить тип своего темперамента.
Обозначьте, пожалуйста, в каждом из четырех блоков знаком «+»| только те ка-чества, какие характерные для вас. Потом|затем| по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента».
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
№ | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ |
1 | 21 | 41 | 61 | ||||
2 | 22 | 42 | 62 | ||||
3 | 23 | 43 | 63 | ||||
4 | 24 | 44 | 64 | ||||
5 | 25 | 45 | 65 | ||||
6 | 26 | 46 | 66 | ||||
7 | 27 | 47 | 67 | ||||
8 | 28 | 48 | 68 | ||||
9 | 29 | 49 | 69 | ||||
10 | 30 | 50 | 70 | ||||
11 | 31 | 51 | 71 | ||||
12 | 32 | 52 | 72 | ||||
13 | 33 | 53 | 73 | ||||
14 | 34 | 54 | 74 | ||||
15 | 35 | 55 | 75 | ||||
16 | 36 | 56 | 76 | ||||
17 | 37 | 57 | 77 | ||||
18 | 38 | 58 | 78 | ||||
19 | 39 | 59 | 79 | ||||
20 | 40 | 60 | 80 |
|
|
Обработка результатов
Позитивные|положительные| ответы на вопросы первого блока отвечают 1-у типу – холерик (Х), второго – сангвиник (С), третьего – флегматик (Ф), четвертого – меланхолик (М). Тип темперамента можно считать выраженным, если количество «+»| за какой-либо|какой-нибудь| из четырех групп превышает 11–15 баллов|бала|.
Однако чаще у человека может быть выражен не один тип темперамента, а несколько. Для того, чтобы определить формулу темперамента нужно:
1. Подсчитать такие показатели:
А – общее число «+»| за всеми типами;
А1 – число «+» в паспорте холерика;
А2 – число «+» в паспорте сангвиника;
А3 – число «+» в паспорте флегматика;
А4 – число «+» в паспорте меланхолика.
2. Эти показатели подставляем в формулу:
Фт = Х(А1*100) + С(А2*100) + Ф(А3*100) + М(А4*100) %,
А А А А
где Фт – формула темперамента,
Х, С, Ф, М – типы темперамента.
Как правило, чистые типы темпераментов встречаются редко, потому|оттого| обычно в одном человеке в разной|различной| степени предоставлены разные|различные| типы темпераментов.
Если относительный результат позитивных|положительных| ответов по какому-то типу темперамента составляет|сдает| 40 % и выше, то данный вид темперамента у вас доминирующий.
От 30 до 39 % – черты данного темперамента выражены ярко;
от 20 до 29 % – средние;
от 10 до 19 % – черты данного типа| темперамента выражены слабо;
от 0 до 9 % – черты не присущи.
Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением и эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Флегматик. Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Меланхолик. Человек задумчивый, романтичный и печальный, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, легко эмоционально раним.
2. Тест Стреляу.
Диагностическая цель: исследовать три основных характеристики нервной деяльности: уровень процессов возбуждения, уровень процессов торможения, уровень подвижности нервных процессов.
Инструкция: «Вам будут предложены вопросы об особенностях вашего пове-дения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способнос-тей, поэтому нет ответов плохих или хороших. Мы заинтересованы в правдивых от-ветах. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим от-ветам. Отвечайте «да», «нет», «не знаю». Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!»
|
|
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
№ | Ответы | № | Ответы | ||||
да | нет | не знаю | да | нет | не знаю | ||
1 | 68 | ||||||
2 | 69 | ||||||
3 | 70 | ||||||
4 | 71 | ||||||
5 | 72 | ||||||
6 | 73 | ||||||
7 | 74 | ||||||
8 | 75 | ||||||
9 | 76 | ||||||
10 | 77 | ||||||
11 | 78 | ||||||
12 | 79 | ||||||
13 | 80 | ||||||
14 | 81 | ||||||
15 | 82 | ||||||
16 | 83 | ||||||
17 | 84 | ||||||
18 | 85 | ||||||
19 | 86 | ||||||
20 | 87 | ||||||
21 | 88 | ||||||
22 | 89 | ||||||
23 | 90 | ||||||
24 | 91 | ||||||
25 | 92 | ||||||
26 | 93 | ||||||
27 | 94 | ||||||
28 | 95 | ||||||
29 | 96 | ||||||
30 | 97 | ||||||
31 | 98 | ||||||
32 | 99 | ||||||
33 | 100 | ||||||
34 | 101 | ||||||
35 | 102 | ||||||
36 | 103 | ||||||
37 | 104 | ||||||
38 | 105 | ||||||
39 | 106 | ||||||
40 | 107 | ||||||
41 | 108 | ||||||
42 | 109 | ||||||
43 | 110 | ||||||
44 | 111 | ||||||
45 | 112 | ||||||
46 | 113 | ||||||
47 | 114 | ||||||
48 | 115 | ||||||
49 | 116 | ||||||
50 | 117 | ||||||
51 | 118 | ||||||
52 | 119 | ||||||
53 | 120 | ||||||
54 | 121 | ||||||
55 | 122 | ||||||
56 | 123 | ||||||
57 | 124 | ||||||
58 | 125 | ||||||
59 | 126 | ||||||
60 | 127 | ||||||
61 | 128 | ||||||
62 | 129 | ||||||
63 | 130 | ||||||
64 | 131 | ||||||
65 | 132 | ||||||
66 | 133 | ||||||
67 | 134 |
Обработка и интерпретация результатов
|
|
Оценка каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ испытуемого совпадает с кодом, то он оценивается в 2 балла, если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку. Ответ «не знаю» оценивается в 1 балл. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рас-сматривается как высокая степень его выраженности, в соответствии, с чем и при-водится интерпретация.
1. Сила процессов возбуждения.
1(а). Высокий балл по первой шкале отражает высокий уровень силы воз-буждения; испытуемые – с сильной реакцией на внешние раздражители, способ-ностью к осуществлению эффективной деятельности в ситуациях, требующих энергичных действий: нервная система выдерживает дли тельное и часто повто-ряемое возбуждение, не обнаруживая признаков запредельного торможения.
1(б). Низкий балл по первой шкале – указывает на слабость возбуждения, быстрое достижение запредельного торможения.
2. Сила процессов торможения.
2(а). Высокий балл по второй шкале отражает силу нервной системы по отношению к процессам торможения, быстрое и прочное установление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от активности в условиях запретов.
2(б). Слабость процессов торможения вызывает затруднение в развитии тормозных рефлексов, возможна склонность к неадекватным импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от активности.
3. Подвижность нервных процессов.
3(а). Высокая подвижность отражает способность нервной системы к быстрой переделке знаков раздражителей (из возбуждающего рефлекс в тормоз-ной и наоборот), способность к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, готовность и желание взаимодействовать с новыми предметами и явлениями,
3(б). Низкая подвижность указывает на высокую инертность нервной сис-темы в переделке знаков раздражителей, для индивида затруднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций.
Уравновешенность по силе (R) – это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения:
R = сила по возбуждению
сила по торможению
Чем больше R к единице, тем выше уравновешенность данного индивида.
Если R>1 – неуравновешенность в сторону возбуждения.
Если R<1 – неуравновешенность в сторону торможения.
Возможности прогнозирования поведения с помощью результатов по тесту-опроснику Стреляу зависят оттого, насколько указанные понятия теории Павлова-Теплова могут быть корректно применены к заданному классу ситуаций.
КЛЮЧ
1. Сила процесcов возбуждения.
«Да»: 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78,
81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130,
132, 133, 134.
«Нет»: 47, 51, 107, 123.
2. Сила процессов торможения.
«Да»: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75,
77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126,
129.
«Нет»: 18, 34, 36, 59, 67, 128.
3. Подвижность нервных процессов.
«Да»: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55,
64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111,
115, 116, 119, 127, 131.
«Нет»: 25, 57, 63.
3. Тест темперамента В.М. Русалова.
Диагностическая цель: определения предметно-деятельного и коммуника-тивного аспектов темперамента.
Инструкция: «Тест состоит из 105 вопросов, на которые респондент дол-жен дать однозначный ответ: или «да», или нет».
Нейтральные ответы и уходы от ответа не допускаются. Старайтесь дей-ствовать по первому побуждению, долго не раздумывая над вопросами».
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
№ | Ответы | № | Ответы | № | Ответы | |||
да | нет | да | нет | да | нет | |||
1 | 36 | 71 | ||||||
2 | 37 | 72 | ||||||
3 | 38 | 73 | ||||||
4 | 39 | 74 | ||||||
5 | 40 | 75 | ||||||
6 | 41 | 76 | ||||||
7 | 42 | 77 | ||||||
8 | 43 | 78 | ||||||
9 | 44 | 79 | ||||||
10 | 45 | 80 | ||||||
11 | 46 | 81 | ||||||
12 | 47 | 82 | ||||||
13 | 48 | 83 | ||||||
14 | 49 | 84 | ||||||
15 | 50 | 85 | ||||||
16 | 51 | 86 | ||||||
17 | 52 | 87 | ||||||
18 | 53 | 88 | ||||||
19 | 54 | 89 | ||||||
20 | 55 | 90 | ||||||
21 | 56 | 91 | ||||||
22 | 57 | 92 | ||||||
23 | 58 | 93 | ||||||
24 | 59 | 94 | ||||||
25 | 60 | 95 | ||||||
26 | 61 | 96 | ||||||
27 | 62 | 97 | ||||||
28 | 63 | 98 | ||||||
29 | 64 | 99 | ||||||
30 | 65 | 100 | ||||||
31 | 66 | 101 | ||||||
32 | 67 | 102 | ||||||
33 | 68 | 103 | ||||||
34 | 69 | 104 | ||||||
35 | 70 | 105 |
Обработка результатов
Оценка уровня выраженности свойств темперамента производится в соответ-ствии с ключом. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл.
Вначале по ответам на контрольные вопросы следует установить, насколько искренне испытуемый ответил на предложенные ему вопросы. Если ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, то это значит, что в ответах на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был недостаточно искренним. В таком случае его ответам на основные вопросы доверять нельзя и получить досто-верную информацию о нем на основании заполненного опросника невозможно.
Если в ответах испытуемого на ключевые вопросы обнаруживается не более трех совпадений, то его ответам на основные вопросы доверять можно.
Интерпретация результатов
Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испы-туемого, если он получил по нему 9 и более баллов, слабо развито – если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данны-ми ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник – среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента.
Холерик – высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик – низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик – низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считает-ся, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.
Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его темпера-мента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в об-щении с людьми.
КЛЮЧ
Контрольные вопросы:
«да» в ответах на вопросы 32, 52, 89;
«нет» в ответах на вопросы 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Энергичность – это степень активности, проявляемой человеком в обще-нии с людьми и в практической работе.
Энергичность в работе:
«да» в ответах на вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98;
«нет» в ответах на вопросы 27, 83, 103.
Энергичность в общении с людьми:
«да» в ответах на вопросы 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86;
«нет» в ответах на вопросы 3, 34, 74, 90, 105.
Пластичность – это легкость переключения с выполнения одного вида дея-тельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми.
Пластичность в работе:
«да» в ответах на вопросы 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104;
«нет» в ответах на вопросы 54, 59.
Пластичность в общении с людьми:
«да» в ответах на вопросы 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99;
«нет» в ответах на вопросы 31, 81, 87, 93.
Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций и движений.
Темп в работе:
«да» в ответах на вопросы 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77;
«нет» в ответах на вопросы 29, 43, 70, 94.
Темп в общении с людьми:
«да» в ответах на вопросы 24, 37, 39, 51, 72, 92;
«нет» в ответах на вопросы 5, 10, 18, 56, 96, 102.
Эмоциональность – с клонность человека эмоционально реагировать на раз-личные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.
Эмоциональность в работе:
«да» в ответах на вопросы 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
Эмоциональность в общении с людьми:
«да» в ответах на вопросы 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
4. Тест-опросник Г. Айзенка.
Диагностическая цель: выучить индивидуально-психологические черты личности с целью диагностики степени отражения свойств, которые предлагаются в роли существенных компонентов личности: экстра-, интроверсии и нейротизма.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов, направленные на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» ( да), если нет – знак «-» (нет).
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
№ | Ответы | № | Ответы | № | Ответы | |||
да | нет | да | нет | да | нет | |||
1 | 20 | 39 | ||||||
2 | 21 | 40 | ||||||
3 | 22 | 41 | ||||||
4 | 23 | 42 | ||||||
5 | 24 | 43 | ||||||
6 | 25 | 44 | ||||||
7 | 26 | 45 | ||||||
8 | 27 | 46 | ||||||
9 | 28 | 47 | ||||||
10 | 29 | 48 | ||||||
11 | 30 | 49 | ||||||
12 | 31 | 50 | ||||||
13 | 32 | 51 | ||||||
14 | 33 | 52 | ||||||
15 | 34 | 53 | ||||||
16 | 35 | 54 | ||||||
17 | 36 | 55 | ||||||
18 | 37 | 56 | ||||||
19 | 38 | 57 |
Обработка и интерпретация результатов
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.
Вначале необходимо обработать результаты по шкале «Искренность». Она диагностирует склонность человека давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что обследуемый, к сожалению, не был искренним при ответах на вопросы теста. Баллы от 0 до 3 свидетельствуют об откровенной позиции тестируемого.
Интерпретация показателей по шкале «Искренность»
Численный показатель | Интерпретация |
0 – 3 4 – 6 7 – 9 | Откровенный Ситуативный Лживый |
Затем следует по каждому показателю посчитать сумму баллов. Средний балл по шкале экстраверсия-интроверсия – 11–14 – указывает на тип амбиверта. Менее 11 баллов соответствует интровертированному типу, более 14 баллов – экстравертированному.
Средний балл по шкале нейротизм–стабильность – 11–14. Менее 11 баллов говорит об эмоциональной стабильности, более 14 баллов – об эмоциональной нестабильности (нейротизме).
Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, отложите на схеме полученные результаты по шка-ле «интроверсия–экстраверсия» и по шкале «нейротизм» (эмоциональная устой-чивость–нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.
«КРУГ» АЙЗЕНКА
Нейротизм
Эмоциональная нестабильность
Меланхолик 24 Холерик
Легко расстраивающийся Чувствительный
Тревожный Беспокойный
Ригидный Агрессивный
Склонный к рассуждениям Возбудимый Пессимистичный Непостоянный
Сдержанный Импульсивный
Необщительный Оптимистичный
Тихий 13 Активный
0 – Интроверсия Экстраверсия – 24
Пассивный 12 Общительный
Осмотрительный Разговорчивый Рассудительный Контактный
Доброжелательный Отзывчивый
Управляемый Непринужденный Внушающий доверие Жизнерадостный
Ровный Склонный к лидерству
Спокойный Не склонный к беспокойству
Флегматик 0 Сангвиник
Эмоциональная нестабильность