Диагностика темперамента и характера студентов

Методические указания

При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопро-сы: понятие о темпераменте и характере; типы темпераментов и акцентуа­ции характера; главные|головные| свойства темперамента; физиологические основы|основание| темперамента; влияние темперамента на деятельность человека.

Во время изучения темы студенты должны знать: определение понятий «темперамент», «характер», «тип высшей нервной деятельности», «сила нервных процессов», «подвижность нервных процессов», «уравновешенность нервных процессов», «экстравертность», «интровертность», «сенситивность», «реактивность», «пластичность», «ригидность», «резистентность».

Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: диагности-ровать и анализировать состояние социально-психологического климата в коллек-тиве; создавать психологический микроклимат и деловые отношения в коллективе.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие о темпераменте и характере.

2. Типы темпераментов и акцентуа­ции характера.

3. Главные|головные| свойства темперамента.

4. Физиологичные основы|основание| темперамента.

5. Какую роль в деятельности специалиста в системе субъективных отношений играет знание темперамента человека?

6. В чем может выражаться учет руководителем особенностей|особенности| темперамента работника?

7. Альтернативно тестовые задания|задача|.

Ø Тождественные ли понятия «тип высшей нервной деятельности» и «темперамент»? Аргументируйте свой ответ.

Ø Можно ли утверждать, что свойства темперамента являются прирожденными?

Ø Можно ли утверждать, что темперамент непосредственно влияет на формирования черт характера человека?

Ø В зависимости от состояний|стана| человека у него могут изменяться темп вещания, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности|особенность| принадлежат к темпераменту? Определите те особенности|особенность|, которые|какие| принадлежат к темпераменту, и те, которые предопределены мотивационным фактором. За какими признаками это можно |установить?

 

Диагностика темперамента и характера студентов

1. Методика «Определения паспорта темперамента личности».

Диагностическая цель: определение паспорта темперамента личности.  

Инструкция: «Этот тест позволит вам определить тип своего темперамента.

Обозначьте, пожалуйста, в каждом из четырех блоков знаком «+»| только те ка-чества, какие характерные для вас. Потом|затем| по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента».

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

 

ответ ответ ответ ответ
1   21   41   61  
2   22   42   62  
3   23   43   63  
4   24   44   64  
5   25   45   65  
6   26   46   66  
7   27   47   67  
8   28   48   68  
9   29   49   69  
10   30   50   70  
11   31   51   71  
12   32   52   72  
13   33   53   73  
14   34   54   74  
15   35   55   75  
16   36   56   76  
17   37   57   77  
18   38   58   78  
19   39   59   79  
20   40   60   80  

 

Обработка результатов

Позитивные|положительные| ответы на вопросы первого блока отвечают 1-у типу – холерик (Х), второго – сангвиник (С), третьего – флегматик (Ф), четвертого – меланхолик (М). Тип темперамента можно считать выраженным, если количество «+»| за какой-либо|какой-нибудь| из четырех групп превышает 11–15 баллов|бала|.

Однако чаще у человека может быть выражен не один тип темперамента, а несколько. Для того, чтобы определить формулу темперамента нужно:

1. Подсчитать такие показатели:

А – общее число «+»| за всеми типами;

А1 – число «+» в паспорте холерика;

А2 – число «+» в паспорте сангвиника;

А3 – число «+» в паспорте флегматика;

А4 – число «+» в паспорте меланхолика.

2. Эти показатели подставляем в формулу:

Фт = Х(А1*100)  + С(А2*100) + Ф(А3*100) + М(А4*100) %,

         А                   А                  А                   А

где Фт – формула темперамента,

       Х, С, Ф, М – типы темперамента.

Как правило, чистые типы темпераментов встречаются редко, потому|оттого| обычно в одном человеке в разной|различной| степени предоставлены разные|различные| типы темпераментов.

Если относительный результат позитивных|положительных| ответов по какому-то типу темперамента составляет|сдает| 40 % и выше, то данный вид темперамента у вас доминирующий.

От 30 до 39 % – черты данного темперамента выражены ярко;

от 20 до 29 % – средние;

от 10 до 19 % – черты данного типа| темперамента выражены слабо;

от 0 до 9 % – черты не присущи.

Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением и эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Флегматик. Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Меланхолик. Человек задумчивый, романтичный и печальный, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, легко эмоционально раним.   

 

2. Тест Стреляу.

Диагностическая цель: исследовать три основных характеристики нервной деяльности: уровень процессов возбуждения, уровень процессов торможения, уровень подвижности нервных процессов.

Инструкция: «Вам будут предложены вопросы об особен­ностях вашего пове-дения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способнос-тей, поэтому нет ответов плохих или хороших. Мы заинтересованы в правдивых от-ветах. На воп­росы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыду­щим от-ветам. Отвечайте «да», «нет», «не знаю». Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!»

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

 

           Ответы

Ответы

да нет не знаю да нет не знаю
1       68      
2       69      
3       70      
4       71      
5       72      
6       73      
7       74      
8       75      
9       76      
10       77      
11       78      
12       79      
13       80      
14       81      
15       82      
16       83      
17       84      
18       85      
19       86      
20       87      
21       88      
22       89      
23       90      
24       91      
25       92      
26       93      
27       94      
28       95      
29       96      
30       97      
31       98      
32       99      
33       100      
34       101      
35       102      
36       103      
37       104      
38       105      
39       106      
40       107      
41       108      
42       109      
43       110      
44       111      
45       112      
46       113      
47       114      
48       115      
49       116      
50       117      
51       118      
52       119      
53       120      
54       121      
55       122      
56       123      
57       124      
58       125      
59       126      
60       127      
61       128      
62       129      
63       130      
64       131      
65       132      
66       133      
67       134      

Обработка и интерпретация результатов

Оценка каждого свойства (силы процессов возбуждения и тормо­жения), а также их подвижности производится путем сум­мирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ испытуемого совпадает с кодом, то он оценивается в 2 балла, если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку. Ответ «не знаю» оценивается в 1 балл. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рас-сматривается как высокая степень его выраженности, в соответствии, с чем и при-водится интерпретация.

1. Сила процессов возбуждения.

1(а). Высокий балл по первой шкале отражает высокий уровень силы воз-буждения; испытуемые – с сильной реак­цией на внешние раздражители, способ-ностью к осущест­влению эффективной деятельности в ситуациях, требующих энергичных действий: нервная система выдерживает дли тельное и часто повто-ряемое возбуждение, не обнаруживая признаков запредельного торможения.

1(б). Низкий балл по первой шкале – указывает на сла­бость возбуждения, быстрое достижение запредельного торможения.

2.   Сила процессов торможения.

2(а). Высокий балл по второй шкале отражает силу не­рвной системы по отношению к процессам торможения, быс­трое и прочное установление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от активности в условиях запретов.

2(б). Слабость процессов торможения вызывает за­труднение в развитии тормозных рефлексов, возможна склонность к неадекватным импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от активности.

3. Подвижность нервных процессов.

3(а). Высокая подвижность отражает способность нервной системы к быстрой переделке знаков раздражите­лей (из возбуждающего рефлекс в тормоз-ной и наоборот), способность к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, готовность и желание взаимодействовать с новыми предметами и явлениями,

3(б). Низкая подвижность указывает на высокую инер­тность нервной сис-темы в переделке знаков раздражителей, для индивида затруднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций.

Уравновешенность по силе (R) – это отношение коли­чества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения:

R = сила по возбуждению

     сила по торможению

Чем больше R к единице, тем выше уравновешенность данного индивида.

Если R>1 – неуравновешенность в сторону возбуждения.

Если R<1 – неуравновешенность в сторону торможения.

Возможности прогнозирования поведения с помощью результатов по тесту-опроснику Стреляу зависят оттого, насколько указанные понятия теории Павлова-Теплова могут быть корректно применены к заданному классу ситуаций.

 

КЛЮЧ

1. Сила процесcов возбуждения.

«Да»:   3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78,    

       81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130,

        132, 133, 134.

«Нет»: 47, 51, 107, 123.

2. Сила процессов торможения.

«Да»:   2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75,

77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126,

                  129.

«Нет»: 18, 34, 36, 59, 67, 128.

3. Подвижность нервных процессов.

«Да»:   1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55,

        64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111,

       115, 116, 119, 127, 131.

«Нет»: 25, 57, 63.

 

3. Тест темперамента В.М. Русалова.

Диагностическая цель: определения предметно-деятельного и коммуника-тивного аспектов темперамента.

Инструкция: «Тест состоит из 105 вопросов, на которые респондент дол-жен дать однозначный ответ: или «да», или нет».

Нейтральные ответы и уходы от ответа не допускаются. Старайтесь дей-ствовать по первому побуждению, долго не раздумывая над вопросами».

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

 

Ответы

Ответы

Ответы

да нет да нет да нет
1     36     71    
2     37     72    
3     38     73    
4     39     74    
5     40     75    
6     41     76    
7     42     77    
8     43     78    
9     44     79    
10     45     80    
11     46     81    
12     47     82    
13     48     83    
14     49     84    
15     50     85    
16     51     86    
17     52     87    
18     53     88    
19     54     89    
20     55     90    
21     56     91    
22     57     92    
23     58     93    
24     59     94    
25     60     95    
26     61     96    
27     62     97    
28     63     98    
29     64     99    
30     65     100    
31     66     101    
32     67     102    
33     68     103    
34     69     104    
35     70     105    

 

 

Обработка результатов

Оценка уровня выраженности свойств темперамента про­изводится в соответ-ствии с ключом. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл.

Вначале по ответам на контрольные вопросы следует установить, насколько искренне испытуемый ответил на предложенные ему вопросы. Если ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, то это значит, что в ответах на основные вопросы испы­туемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был недостаточно искренним. В таком случае его ответам на основные вопросы доверять нельзя и получить досто-верную информацию о нем на основании заполненного опросника невозможно.

Если в ответах испытуемого на ключевые вопросы об­наруживается не более трех совпадений, то его ответам на основные вопросы доверять можно.

Интерпретация результатов

Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испы-туемого, если он получил по нему 9 и более баллов, слабо развито – если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данны-ми ниже ти­пичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

Сангвиник среднеразвитые показатели по всем свойст­вам темперамента.

Холерик высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.

Флегматик – низкие показатели по всем свойствам темперамента.

Меланхолик – низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.

К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпа­дении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считает-ся, что у человека имеется так называемый смешан­ный тип темперамента.

Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его темпера-мента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в об-щении с людьми.

 

КЛЮЧ

Контрольные вопросы:

«да»  в ответах на вопросы 32, 52, 89;

«нет» в ответах на вопросы 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Энергичность – это степень активности, проявляемой человеком в обще-нии с людьми и в практической работе.

Энергичность в работе:

«да»  в ответах на вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98;

«нет» в ответах на вопросы 27, 83, 103.

Энергичность в общении с людьми:

«да» в ответах на вопросы 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86;

«нет» в ответах на вопросы 3, 34, 74, 90, 105.

Пластичность – это легкость переключения с выполне­ния одного вида дея-тельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми.

Пластичность в работе:

«да» в ответах на вопросы 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104;

«нет» в ответах на вопросы  54, 59.

Пластичность в общении с людьми:

«да» в ответах на вопросы 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99;

«нет» в ответах на вопросы 31, 81, 87, 93.

Темп – скорость выполнения отдельных действий, опе­раций и движений.

Темп в работе:

«да» в ответах на вопросы 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77;

«нет» в ответах на вопросы 29, 43, 70, 94.

Темп в общении с людьми:

«да» в ответах на вопросы 24, 37, 39, 51, 72, 92;

«нет» в ответах на вопросы 5, 10, 18, 56, 96, 102.

Эмоциональность – с клонность человека эмоционально реагировать на раз-личные события, связанные с его прак­тической деятельностью и общением с людьми.

Эмоциональность в работе:

«да» в ответах на вопросы 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

Эмоциональность в общении с людьми:

«да» в ответах на вопросы 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

 

4. Тест-опросник Г. Айзенка.

Диагностическая цель: выучить индивидуально-психологические черты личности с целью диагностики степени отражения свойств, которые предлагаются в роли существенных компонентов личности: экстра-, интроверсии и нейротизма.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов, направленные  на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» ( да), если нет – знак « (нет).

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

 

    Ответы

   Ответы

Ответы

да   нет да нет да нет
1     20     39    
2     21     40    
3     22     41    
4     23     42    
5     24     43    
6     25     44    
7     26     45    
8     27     46    
9     28     47    
10     29     48    
11     30     49    
12     31     50    
13     32     51    
14     33     52    
15     34     53    
16     35     54    
17     36     55    
18     37     56    
19     38     57    

 

    Обработка и интерпретация результатов

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Вначале необходимо обработать результаты по шкале «Искренность». Она диагностирует склонность человека давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что обследуе­мый, к сожалению, не был искренним при ответах на воп­росы теста. Баллы от 0 до 3 свидетельствуют об откровенной позиции тестируемого.

 

                   Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

 

Численный показатель     Интерпретация
        0 3         4 6         7 9     Откровенный     Ситуативный     Лживый   

 

Затем следует по каждому показателю посчитать сумму баллов. Средний балл по шкале экстраверсия-интроверсия – 11–14 – указывает на тип амбиверта. Менее 11 баллов соответствует интровертированному типу, более 14 бал­лов – экстравертированному.

Средний балл по шкале нейротизм–стабильность – 11–14. Менее 11 баллов говорит об эмоциональной стабиль­ности, более 14 баллов – об эмоциональной нестабильности (нейротизме).

Сравнив полученные результаты по шкалам «Экс­траверсия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, отложите на схеме полученные результаты по шка-ле «интроверсия–экстраверсия» и по шкале «ней­ротизм» (эмоциональная устой-чивость–нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.

 

                                          «КРУГ» АЙЗЕНКА

                                                  Нейротизм

                                   Эмоциональная нестабильность

  

         Меланхолик                24                 Холерик

Легко расстраивающийся                                               Чувствительный

Тревожный                                                                                          Беспокойный

Ригидный                                                                                            Агрессивный

Склонный к рассуждениям                                                                  Возбудимый Пессимистичный                                                                            Непостоянный

Сдержанный                                                                                    Импульсивный

Необщительный                                                                   Оптимистичный

Тихий                                              13                                                    Активный

                                                              

0 – Интроверсия                                                          Экстраверсия – 24

 

Пассивный                                        12                                         Общительный

Осмотрительный                                                                               Разговорчивый           Рассудительный                                                                                         Контактный

Доброжелательный                                                                                 Отзывчивый

Управляемый                                                                                 Непринужденный Внушающий доверие                                                                      Жизнерадостный

Ровный                                                                                    Склонный к лидерству

Спокойный                                                                   Не склонный к беспокойству

          Флегматик                0                     Сангвиник

                           Эмоциональная нестабильность

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: