1. Деловая документация.
2. Деловое письмо. Виды деловых писем.
3. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.
4. Современные рекомендации по составлению деловых документов.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Какие требования предъявляются к служебной информации?
2. Что представляет собой документирование?
3. Назовите общие и специальные функции документа.
4. Какие документы относят к личным?
5. Что представляют собой клишированные формы?
6. Расскажите о структуре и содержании распорядительного документа.
7. Какие документы относят к административно-организационным?
|
|
8. Какие документы относят к информационно-справочным?
9. Что представляет собой деловое письмо? Назовите виды деловых писем.
10.Охарактеризуйте композицию и речевые формулы делового письма.
11. Что является главной особенностью русской официально-деловой письменной речи?
12. Чем отличаются западная и американская школы делового письма от русской?
13. Каковы современные рекомендации по составлению деловых документов?
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.
Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.
Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – подготовку устных сообщений по теме, самотестирование, подготовку реферата с его следующей презентацией в аудитории, выполнение практических заданий.
В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графику консультаций, утвержденному кафедрой.
Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки
|
|
Для направлений подготовки: 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение; 35.03.04 Агрономия; 35.03.05 Садоводство; 36.03.02 Зоотехния
Названия разделов и тем | Количество часов | |
Дневная форма | Заочная форма | |
Раздел 1. Язык и коммуникация. Правильность речи и нормы литературного языка. | ||
Тема 1.1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Культура общения и культура речи. Входной контроль. | 2 | 4 |
Тема 1.2. Русский язык среди других языков мира. Характеристика русского языка XX века. Заимствованные слова. Социальные варианты русского языка. | 2 | 3 |
Тема 1.3. Языковая норма, ее динамика и вариативность. | 2 | 3 |
Тема 1.4. Формирование норм литературного языка. | 2 | 3 |
Тема 1.5. Устный и письменный регистры литературного языка. | 2 | 3 |
Тема 1.6. Основы русской орфографии. | 2 | 3 |
Тема 1.7. Основы русской орфографии. | 2 | 3 |
Тема 1.8. Основы русской пунктуации. | 2 | 3 |
Тема 1.9. Основы русской пунктуации. | 2 | 3 |
Итого по разделу 1 | 18 | 28 |
За 3-й семестр | 18 | 28 |
Раздел 2. Лексикография. Значение словарей в жизни человека. | ||
Тема 2.1. Лексикография, ее теоретические основы. | 12 | 14 |
Тема 2.2. Обзорная характеристика словарей. | 12 | 14 |
Тема 2.3. Обзорная характеристика словарей. | 12 | 12 |
Итого по разделу 2 | 36 | 40 |
Раздел 3. Лексическая стилистика | ||
Тема 3.1. Однозначность и многозначность как свойства слова. Синонимия. | 9 | 10 |
Тема 3.2. Роль процесса заимствования иноязычных слов в расширении русской синонимики. | 9 | 10 |
Тема 3.3. Паронимия. Антонимия. | 9 | 10 |
Тема 3.4. Тропы и фигуры как средства образной речи. | 9 | 10 |
Тема 3.5. Лексические группы слов. | 9 | 10 |
Тема 3.6. Смысловая точность речи. Оценка словоупотребления. | 9 | 10 |
Тема 3.7. Стилистическое расслоение русской лексики. | 8 | 10 |
Тема 3.8. Стилистическая фразеология. | 8 | 10 |
Тема 3.9. Стилистический синтаксис. | 8 | 10 |
Итого по разделу 3 | 78 | 90 |
Раздел 4. Культура устной и письменной речи | ||
Тема 4.1. Культура речевого общения. | 8 | 11 |
Тема 4.2. Речевое взаимодействие. | 8 | 10 |
Тема 4.3. Диалогическое деловое общение. | 4 | 5 |
Тема 4.4. Монологическое деловое общение. | 4 | 5 |
Тема 4.5. Письменная деловая речь. | 8 | 11 |
Итого по разделу 4 | 32 | 42 |
За 4-й семестр | 146 | 172 |
Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки
Для специальности: 36.05.01 Ветеринария
Названия разделов и тем | Количество часов | |||
Дневная форма | Очно-заочная форма | |||
Раздел 1. Язык и коммуникация. Правильность речи и нормы литературного языка. | ||||
Тема 1.1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Культура общения и культура речи. Входной контроль. | 2 | 4 | ||
Тема 1.2. Русский язык среди других языков мира. Характеристика русского языка XX века. Заимствованные слова. Социальные варианты русского языка. | 2 | 3 | ||
Тема 1.3. Языковая норма, ее динамика и вариативность. | 2 | 3 | ||
Тема 1.4. Формирование норм литературного языка. | 2 | 3 | ||
Тема 1.5. Устный и письменный регистры литературного языка. | 2 | 3 | ||
Тема 1.6. Основы русской орфографии. | 2 | 3 | ||
Тема 1.7. Основы русской орфографии. | 2 | 3 | ||
Тема 1.8. Основы русской пунктуации. | 2 | 3 | ||
Тема 1.9. Основы русской пунктуации. | 2 | 3 | ||
Итого по разделу 1 | 18 | 18 | ||
За 3-й семестр | 18 | 18 | ||
Раздел 2. Лексикография. Значение словарей в жизни человека. | ||||
Тема 2.1. Лексикография, ее теоретические основы. | 12 | 14 | ||
Тема 2.2. Обзорная характеристика словарей. | 12 | 14 | ||
Тема 2.3. Обзорная характеристика словарей. | 12 | 12 | ||
Итого по разделу 2 | 36 | 40 | ||
Раздел 3. Лексическая стилистика | ||||
Тема 3.1. Однозначность и многозначность как свойства слова. Синонимия. | 9 | 10 | ||
Тема 3.2. Роль процесса заимствования иноязычных слов в расширении русской синонимики. | 9 | 10 | ||
Тема 3.3. Паронимия. Антонимия. | 9 | 10 | ||
Тема 3.4. Тропы и фигуры как средства образной речи. | 9 | 10 | ||
Тема 3.5. Лексические группы слов. | 9 | 10 | ||
Тема 3.6. Смысловая точность речи. Оценка словоупотребления. | 9 | 10 | ||
Тема 3.7. Стилистическое расслоение русской лексики. | 8 | 10 | ||
Тема 3.8. Стилистическая фразеология. | 8 | 10 | ||
Тема 3.9. Стилистический синтаксис. | 8 | 10 | ||
Итого по разделу 3 | 78 | 90 | ||
Раздел 4. Культура устной и письменной речи
| ||||
Тема 4.1. Культура речевого общения. | 8 | 11 | ||
Тема 4.2. Речевое взаимодействие. | 8 | 10 | ||
Тема 4.3. Диалогическое деловое общение. | 4 | 5 | ||
Тема 4.4. Монологическое деловое общение. | 4 | 5 | ||
Тема 4.5. Письменная деловая речь. | 8 | 11 | ||
Итого по разделу 4 | 32 | 42 | ||
За 4-й семестр | 146 | 162 |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины: