Реформы Петра I конца XVII - нач. XVIII в. затронули все стороны общественной жизни. Против политики реформ протестовало крестьянство (бунты, новая вспышка раскольничества), родовитое боярство, церковь (в лице высшего духовенства). Когда церковные иерархи заняли открыто враждебную позицию, Петр I ликвидировал патриаршество, учредив Правительствующий Синод. Главной силой, поддерживавшей всесторонние реформы, было дворянство, а также купечество и промышленники.
Эпоха Екатерины II – «просвещенный абсолютизм» (сказалась переписка с Вольтером), принесла серьезные привилегии дворянству.
Ю. Крижанич (1618-1683) автор трактата «Политика», в котором лучшей формой правления признается самовластие, а идеологией внешней политики – панславизм.
Одним из первых теоретиков абсолютизма в России был архиепископ Феофан Прокопович (1681-1736), обосновывавший неограниченную монархию.
А.Н. Радищев (1749-1802) в своем "Путешествии из Петербурга в Москву" осудил крепостное право и абсолютную монархию, впервые в истории русской политико-правовой идеологии выдвинув концепцию народной революции.
|
|
Политические идеи в России в пп. – серед. ХIХ в.
Начало XIX в. – время необычайного расцвета российской культуры. Россия после победы над Наполеоном становится по своей мощи супердержавой, с которой может соперничать лишь Англия. Но во внутренней политике борьба двух тенденций: консервативной (Н.М.Карамзин) и реформаторской (Александр I, М.М. Сперанский).
По заданию Александра I Сперанский провел работу по кодификации законов Российской империи и подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, прообраз российской конституции, которые в итоге вызвали резкую критику.
Разгром декабристов не давал возможности открыто призвать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму иную — форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют появление потерянного поколения, «лишних людей». П.Я.Чаадаев приходит к выводу о том, что причины отсталости России заключаются в господстве самодержавно-крепостнических порядков и принятии христианства в византийской форме, что способствовало изоляции от западных стран, где господствовал католицизм.
К 40-50 годам XIX в. относится спор о путях развития России между славянофилами и западниками.
Видными представителями славянофильства были И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др. Славянофилы исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие возрождения русского духа. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между государствами и т.д.
|
|
Основу либеральной мысли России составили идеи западничества (В.Г.Белинский, Т.Н. Грановский, А.И.Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.), которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть западников исходила из возможности реформирования российской действительности сверху, выступала против крестьянской революции и в целом отвергала революционную идею (Грановский прямо называл социализм «болезнью века»). Другая часть западников стояла на позициях революционной демократии.
Славянофильство и западничество как течения русской общественно-политической мысли просуществовали до 60-70-х гг. XIX в. После отмены крепостного права вопрос, по какому пути идти России, во многом утратил свою прежнюю остроту. Отголоски идей славянофильства и западничества можно встретить и в народнических теориях, и в построениях российского либерализма, и в программах будущих социал-демократов.