Проблема основного вопроса философии

Острые споры о предмете философии и сфере ее компетенции приводят к вопросу о том, существует ли такой общий знаменатель всех философских проблем или такой единый фокус, в котором пересекаются все философские вопросы? Существует ли такой вопрос, рамки которого вмещают в себя всю философскую проблематику, а решение которого определяют подход к постановке и решению всех других проблем философии?

Если такой вопрос существует, то он заслуженно может называться основным вопросом философии, а его рамки – областью специфического интереса философии.

В марксистской философии в качестве основного рассматривается вопрос о соотношении материи и сознания. Фридрих Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом виде, выделяет в нем две стороны:

1) что является первичным - дух или природа и

2) познаваем ли мир?

Последователи Фридриха Энгельса полагают, что при решении вопроса о первичности материи философы разделились на два лагеря: на материалистов и идеалистов.

Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.

Обычно выделяют следующие исторические формы материализма:

а) стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), заложивший основы научного познания мира

б) метафизический материализ м XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), который игнорировал всеобщую связь и процесс развития явлений действительности

в) антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский), исходным пунктом которого становился отдельный человек, взятый вне общества и в отрыве от истории

г) диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин), основанный на понимании развития как борьбы противоположностей и учении о движущих силах истории.

Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный.

Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля).

Субъективные идеалисты считают первичным сознание отдельного человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант).

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир?

Это вопрос о том, могут ли наши понятия о мире, который существует вне и независимо от сознания человека и знаний о нем, быть верным его отражением?

Если все наши знания основаны на ощущениях, принадлежащих нашему сознанию, то могут ли они соответствовать тому, что существует вне и независимо от ощущений?

Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира. Они называются гносеологическими (теоретико-познавательными) оптимистами.

Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч. - отрицание, gnosis - знание).

 Однако не все философы согласны с Фридрихом Энгельсом в определении основного вопроса философии. На первый план во многих философских учениях выносятся проблемы методов познания, проблемы нравственного долга, свободы, практики и др.:

- Французкий философ Анри Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов";

- Русский философ Николай Бердяев - основная проблема - проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;

- Немецкий философ Генрих Риккерт – проблема истинных ценностей

Тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение "мир - чело­век", «сознание – бытие», «субъективное – объективное», а значит вольно или невольно обращается к основ­ному вопросу философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: