Философия элейской школы. Проблемы бытия и познания

Древнегреческая школа элеатов относится к раннему античному периоду (VI-V века до нашей эры). Илионский город Элея дал название философскому течению, которое превозносили в массы элеаты. Главенствующей мыслью концепции мудрецов стало понятие бытия, при чем, в самом широком контексте.

Парменид, Зенон и Ксенофан.

Ксенофан жил бродягой и поэтом. Был против политеизма (многобожия) и антропоморфизма (очеловечивания богов). Противопоставил этому идею о том, что есть единый Бог, пронизывающий весь мир (пантеизм).  

Парменид – ученик Ксенофана. Первым в истории философии использовал понятие «бытие». Бытие для него сверхувственно, то, что лежит в основе мира и постигается мыслью. Два пути познания: путь мнения (докса), основанный на доверии чувствам и ведущего к иллюзиям, и путь истины (эпистема), опирающийся на разум и ведущий к постижению бытия.

Основным для него, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем.  Бытие есть, небытия нет. Бытие непреходяще, оно не возникло, а было всегда.

Зенон – ученик Парменида. Талантливый оратор. Развивал логику как диалектику. Ввел в философию метод «от противного». В своих апориях (неразрешимых ситуациях) показывал противоречие между чувственным опытом и умозрением, доказывал невозможность осмысления движения и бесконечную делимость сущего.

Апория Ахилесс и черепаха: мы можем увидеть,что ахилесс догоняет и перегоняет черепаху, но мысленный анализ приводит к тому, что ахиллес никогда не сможет её догнать.

Апория Стрела: мысленно расматривается полёт стрелы из одной точки в другую. Нельзя ответить на вопрос, где в конкретный момент времени находится стрела, ведь в этот момент она находится в неподвижности, покоится. стрела как бы «везде и нигде конкретно».

Философия Демокрита Абдерского.

Демокри́т Абдерский - древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии. В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.

Атомисты – материалистическая школа, где первокирпичиком всего сущего считали атом. Демокрит получил прозвище смеющийся, т.к. постоянно смеялся над несовершенством человека.

Атомистический материализм глазами Демокрита. Атомы, философ Демокрит, рассматривал, как бесконечность. Мыслитель, будучи одним из первых материалистов, считал: благодаря хаотичному движению атомов, разнообразию форм, размеров комбинируются тела. Отсюда исходит атомистический материализм Демокрита. Ученый предполагал наличие природного междуатомного магнетизма: «Атом неделим, целостен. Все, что не имеет пустоты внутри себя обладает хотя бы малой долей пустоты снаружи. Из вышесказанного делают вывод, что атомы все равно немного отталкиваются друг от друга, одновременно с этим и притягиваются. Это есть материалистический парадокс». По выражению материалистически настроенного мудреца атомы есть «что», вакуум «ничто». Из этого следует – предметы, тела, ощущения не имеют цвета, вкуса, запаха, это всего лишь следствие разнообразного соединения атомов.

Основные положения: весь мир состоит из атомов. Атом неделим. между атомами есть пустое пространство. Атомы находятся в вечном движении. Круговорот атомов: вещи, организмы распадаются и дают жизнь новым вещам.

Этика Демокрита. Для Абдерского мыслителя ею стало чувство меры. Мера отображает манеру поведения личности, основывающуюся на его внутреннем потенциале. Удовлетворение, измеряемое мерой, перестает быть чувственным ощущением, перерастает в благо. Мыслитель полагал: для достижения обществом гармонии, личность должна испытывать эвтюмию – состояние безмятежного, лишенного крайностей расположения души. Идея эвтюмии способствует чувственным наслаждениям, превозносит благостную умиротворенность.Еще греческий философ считал – важным аспектом обретения счастья является мудрость. Мудрость можно достичь только путем приобретения знаний. Злоба, ненависть, прочие пороки плодятся в незнании.

Учение софистов о познании, языке, человеке и обществе.

Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

Софисты: Протагор, Продик, Гиппий, Горгий, Антифонт; Ксениад из Коринфа; Кратил из Афин; Критий и другие.

Первыми, кто обратился к проблеме человека, были софисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив.

На первый план выходит проблема отношения человека к миру, их постоянное соотнесение. В этом софисты, в том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и относительность человеческого познания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: