№ урока | Дата проведения | Тема урока (страница учебника) | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | ||||
Предметные | УУД | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Язык и речь (2 часа) | ||||||||
Конкурс «Знатоки русского языка» | - различать язык и речь, -рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков; - находить выразительные средства русской речи в строках Пушкина; -составлять текст по рисунку. | Знание: научится различать виды речи, выяснять значение слова язык, размышление о языке Умение: анализировать высказывания о русском языке Навык: формировать навык общения, владение русским языком. | Познавательные - работа с памятками, словарями, другими источниками, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию. Личностные: - осознание своей этнической и национальной принадлежности, - развитие чувства любви и уважения к русскому языку, - развитие интереса к познанию русского языка Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - оценивать свои достижения, определять трудности. Коммуникативные: - выражать свои мысли в устной и письменной форме. | |||||
Для чего нужен язык? Виды речи. Её назначение. | ||||||||
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) | ||||||||
Текст. Типы текстов.
| -Различать текст и предложение; -выделять части текста; -подбирать заголовок; - восстанавливать текст; -отличать предложение от группы слов; - выделять в письменном тексте диалог; -классифицировать предложения по цели высказывания; - обосновывать знаки препинания; -работать с памяткой; -различать простые и сложные предложения; - выделять в предложениях словосочетания; -составлять небольшой текст по репродукции картин; -оценивать свои результаты; -узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; -распознавать многозначные слова; -работать со страничкой для любознательных; -работать со словарями; -узнавать изученные части речи, классифицировать их, приводить примеры; -различать, сравнивать однокоренные слова. | Знание:научится различать признаки текста. Умение: подбирать заголовки к тексту. Навыксписывания текста. | Познавательные - работа с памятками, словарями, другими источниками, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию. Личностные - развитие этических чувств, развитие способности к самооценке, Регулятивные -работать с памяткой, выполнять действия по намеченному плану, - планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности. Коммуникативные - адекватно использовать речевые средства для решения для решения различных коммуникативных задач, | |||||
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Знание: научится правильно оформлять предложение на письме. Умение: отделять в устной речи одно предложение отдругого. Навык: оформление предложений в диалогической речи. | |||||||
Виды предложений по интонации.
| ||||||||
Р/р Сочинение по картине №4,с.7
| ||||||||
Что такое обращение? | Знание: научится распознавать предложения распространенные и нераспространенные. Умение: выработать умение определять главные и второстепенные члены предложений. Навык: соотнесение предложений со схемой. | |||||||
Главные и второстепенные члены предложений. | ||||||||
Упражнение в разборе предложений по членам предложений. | ||||||||
Простое и сложное предложение. | ||||||||
Р/р Сочинение по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы» №26,с.20
| ||||||||
Простое и сложное предложение. | Умение: о пределят ь тип текста, цель высказывания и интонацию предложения . Навык разбор предложений по членам, грамотная постановка знаков препинания в сложном предложении. | |||||||
Словосочетание. Из чего состоит словосочетание? | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Предложение» | Знание: научится находить главное и зависимое слово в словосочетаниях. Умение: составлять схемы словосочетаний. Навык: правильно выполнять полный разбор предложения по членам, согласно памятке. | |||||||
Работа над ошибками |
| |||||||
Р/р Текст с диалогом. №36,с.2 | ||||||||
Слово в языке и речи (20 часов) | ||||||||
Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные. | -Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать синонимы, антонимы, омонимы; -изученные части речи, классифицировать их, приводить примеры; -различать, сравнивать однокоренные слова; - работать с памяткой; -определять в слове наличие орфограмм; -обсуждать алгоритм орфографических действий; -оценивать результаты труда; подбирать из разных источников информацию о слове. | Знание: научится определять лексическое значение слов. Умение: распознавать однозначные и многозначные слова. Навык: работа со схемой. | Познавательные - работа с памятками, словарями, другими источниками, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию. Личностные -формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности. Регулятивные. - планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности. Коммуникативные - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию. | |||||
Синонимы и антонимы. Что такое омонимы? | Знание: научится распознавать в речи синонимы и антонимы. Умение:подбирать необходимые слова. Навык: работа со словарем. | |||||||
Слово и словосочетание. Словарный диктант. | Знание: словосочетание как сложное название предметов (действий, признаков). Умение:находить в словосочетании главное и зависимое слово. Навык:написание слов с изученными орфограммами. | |||||||
Фразеологизмы. | Знание:что такое фразеологизмы, соотнесение их с рисунками. Умение: замечать в речи фразеологизмы. Навык:работа со словарем, умение находить лексические значения слов | |||||||
Р/ р Деформированный текст №40, с.28
| Знание: определение темы, частей текста. Умениенахождение фрагментов текста. Навык: составление текста и его проверка. | |||||||
Части речи. | Знание слова с непроверяемыми написаниями. Умение:распознавать части речи с опорой на таблицу. Навык:разбор предложений по членам предложений, по частям речи. | |||||||
Имя существительное. | Знание: классификация частей речи Умениеопределять грамматические признаки частей речи. Навыкзамена имен существительных местоимением, написание имен собственных. | |||||||
Имя прилагательное. | Знание: устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными. Умение: различать оттенки значений имен прилагательных. Навык: отгадывание загадок с именами прилагательными. | |||||||
Глагол. | Знание определение роли глаголов в тексте. Умение: определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению. Навык: написание слов с непроверяемыми написаниями. | |||||||
Р/р Сочинение по картине Поленова «Золотая осень» | ||||||||
Имя числительное как часть речи. | Знание: научится определять имена числительные по обобщенному лексическому значению. Умение: объяснить значение имен прилагательных в речи. Навык запись по памяти. | |||||||
Однокоренные слова. | Знание: распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Умениераспознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать. Навык: различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. | |||||||
Слово и слог. Гласные звуки и буквы. | Знание: различать слово и слог, букву и звук. Умение: правильно определять количество слогов в словах. Навык: определение буквы для обозначения безударного гласного звука в словах. | |||||||
Согласные звуки и буквы. | Знание: согласные звуки и буквы. Умение: работа с таблицей. Навык: написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками. | |||||||
Р/Р Изложение №88, с.52 | ||||||||
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Знание: определять качественную характеристику гласных и согласных звуков. Умение: определять наличие в словах изученные орфограммы. Навык: подбирать проверочные слова с заданной орфограммой. | |||||||
Обобщение и закрепление изученного. | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | ||||||||
Работа над ошибками. | Умение: о пределят ь части речи . Навык разбор предложений по членам, грамотная постановка знаков препинания в сложном предложении | |||||||
Р/ р Сочинение по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Уветы и плоды». | ||||||||
Состав слова (16) | ||||||||
Корень слова. | -Различать однокоренные слова, группировать их4 -находить корень; -работать со словарём однокоренных слов; -формулировать определение приставки, корня и суффикса; -работать с памяткой; -проводить разбор слов по составу; - анализировать составлять модели слов; -редактировать текст; -оценивать результаты деятельности; -подробно излагать содержание повествовательного текста. | Знание: общее лексическое значение слов. Умение: различать однокоренные слова и выделять в них корень слова. Навык: работа со словарем однокоренных слов. | ||||||
Сложные слова. Правописание сложных слов. | Знание: чередование согласных в корне. Умение: одинаково писать гласные и согласные в корне однокоренных слов. Навык: подбирать примеры однокоренных слов. | |||||||
Формы слова. Окончание. | Знание формулирование определения окончания, умение выделять окончание, нулевое окончание. Умение нахождение в слове окончания. Навык: составление предложений из слов. | |||||||
Обобщение знаний о корне и окончании. | Знание: слова с нулевым окончанием. Умение: подбор однокоренных слов. Навык формировать навык работы по алгоритму. | |||||||
Р/р Текст с пропусками, подбор заголовка, №102,с.58 -59 | ||||||||
Что такое приставка? | Знание: приставка, ее значение в слове. Умение:нахождение приставок в словах. Навык образование новых глаголов с помощью различных приставок. | |||||||
Приставка – значимая часть слова. | Знаниечто нужно сделать, чтобы найти приставку в слове. Умение: выделять изучаемые части в слове. Навык: нахождение глаголов в тексте, выделение изученных орфограмм. | |||||||
Что такое суффикс? | Знание: формулировать определение суффикса. Умение: находить в словах суффиксы. Навык: подбор родственных слов, написание слов с изученными орфограммами. | |||||||
Образование слов с помощью суффиксов. | Знание формулировать определение суффикса и объяснять его значение в слове. Умение: находить суффиксы в словах. Навык: написание слов с пропущенными известными орфограммами. | |||||||
Р/ р Изложение №129, с.70 | Знание анализ содержания картины. Умениевысказывать свое отношение к картине, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Навык: безошибочное написание сочинения, умение работать со словарем. | |||||||
Основа слова. | Знание: как найти и выделить основу слова. Умение: работать со словообразовательным словарем, работать с форзацем учебника. Навык:написание слов с непроверяемыми орфограммами. | |||||||
Упражнение в разборе слов по составу. | Знание слова с непроверяемым написанием. Умение проводить разбор слов по составу, пользуясь Памяткой. Навык формирование навыка моделирования сло в. | |||||||
Резервный урок | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Состав слова». | Умение: о пределят ь части слова. Навык: разбор слов по составу. | |||||||
Р/р Деформированный текст. №151, с.83 | ||||||||
Работа над ошибками. | ||||||||
Правописание частей слова (26часа) | ||||||||
В каких значимых частях слова есть орфограммы? | -Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм; -находить и отмечать в словах орфограммы; -обсуждать алгоритм действия для решения орфографических задач; -подбирать несколько проверочных слов; -объяснять, доказывать правильность написания орфограммы; -группировать слова по типу орфограмм; -осуществлять взаимоконтроль, контролировать правильность записи текста; -составлять словарики слов с неопределённой орфограммой; -работать с орфографическим словарём.
| Знание: написание орфограммы в любой части слова. Умениевыделять части слова, умение пользоваться таблицей для нахождения орфограммы и ее проверки. Навык: воспроизвести знания об изученных правилах письма. | Познавательные - пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения. Личностные - развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные - выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха. Коммуникативные -учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Овладение способами проверки.
| |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне | Знание: подбирать проверочные слова с заданной орфограммой. Умение: объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой. Навык: безошибочный подбор проверочного слова, постановка ударения. | |||||||
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Знание слова старославянского происхождения и их «следы» в русскомязыке. Умение: подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне. Навык: работа с о страничкой для любознательных, формирование уважительного отношения у языку. | |||||||
Р/р Сочинение по картине Рылова «В голубом просторе» №177, с.94
| Знание находить и отмечать в словах изучаемую орфограмм у. Умение: обозначение буквой безударного гласного в корне слова, составление текста из. деформированных предложений Навык: объяснять и доказывать правильность выполнения заданного, обсуждать алгоритм действия в практической деятельности. | |||||||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. | ||||||||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. | Знаниезнания о парных по глухости-звонкости согласных звуках в корне слова. Умениеписать слова на изучаемое правило. Навык: работа с орфографическим словарем, обозначение согласного звука буквой. | |||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Знание группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове. Умение: находить зрительно и на слух изученные орфограммы и безошибочное написание слов, составление рассказа на тему «Первый снег». Навык: безошибочное списывание текста, звукобуквенный разбор слов. | |||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Знание группировка слов по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове. Умение обозначать буквой парный согласный в корне, приводить примеры слов с изучаемой орфограммой. Навык: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при проверке выполнения письменной работы. | |||||||
Р/р Обучающее изложение «Клесты». №191, с.99 | ||||||||
Правописание слов с удвоенными согласными. | Знание определение типа текста, его структуры. Умение: писать изложение в соответствии с поставленной задачей. Навык: написание слов с изученными орфограммами | |||||||
Правописание слов с удвоенными согласными. | ||||||||
Правописание суффиксов и приставок. | Знание: слова с непроверяемым написанием (чувство, лестница). Умение: подбирать однокоренные слова для проверки слов с непроизносимыми согласными, умение писать слова с сочетанием -сн-. Навык: подбор проверочных слов, разбор предложений по членам предложения. | |||||||
Резервный урок. | ||||||||
Р/р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» №238,с.123 | Знаниеобразование однокоренных слов с суффиксом –н-, распределение слов по группам в зависимости от места нахождения двойных согласных в слове. Умение: контролировать этапы своей работы, совершенствовать умение разбирать слова по составу. Навык:изменение форм слова, запоминание данных форм, составление предложений из словосочетаний. | |||||||
Правописание суффиксов и приставок. | Знание: учиться высказывать свое отношение к картине. Умение: воспроизвести содержание картины, высказать впечатление. Навык:запись самостоятельно составленного текста с использованием опорных слов, проверка написанного. | |||||||
Правописание приставок и предлогов. | Знание: научатся писать слова с суффиксами Умение: группировать слова по типу орфограммы, различать значение слов с различными суффиксами Навык: списывание текста, разбор слов по составу и разбор предложений по членам предложения. | |||||||
Правописание приставок и предлогов. | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | ||||||||
Р/р Составляем рассказ «Первый снег» №212,с.113 | ||||||||
Работа над ошибками | ||||||||
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
| Знание: научатся написанию приставок, оканчивающихся на парный по глухости-звонкости согласный Умение: выполнять звукобуквенный анализ слов, выделять в словах приставки, понимать значения, вносимые приставками в слово Навык: демонстрировать понимание звуко- буквенных соотношений, различать и использовать на письме изученные буквы.
| |||||||
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | ||||||||
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Словарный диктант. | Знание: научатся писать слова с орфограммами в различных частях слова Умение: контролировать правильность записи слов, находить и исправлять ошибки, аргументировать свои записи Навык: разбор предложений по членам предложения | |||||||
Р/р Работа с текстом №252, с.129 | ||||||||
Закрепление изученного. Упраж. в написании слов с «ь», «ъ». | ||||||||
Урок-игра «Занимательный русский язык» | ||||||||
Части речи (75 часов) | ||||||||
Части речи. | -Определять, классифицировать и подбирать слова различных частей речи; - распознавать имена существительные среди других частей речи; -распознавать собственные и нарицательные имена существительные; - наблюдать над толкованием значения слов; -работать с текстом; -классифицировать имена сущ. по роду; - работать с памяткой; - писать диктант; - распознавать имена прилагательные и глаголы среди других частей речи; -определять лексическое значение слов; - выделять словосочетания с изученными частями речи; -распознавать сложные имена прилагательные; - составлять текст – описание; -определять род имён прилагательных; - изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам; -работать с памяткой и таблицами; - составлять сочинение – отзыв; - участвовать в диалоге; - работать в паре и группе; -оценивать свою работу; -определять род и число глаголов в прошедшем времени; - правильно записывать родовые окончания; -раздельно писать частицу не с глаголами; -находить в тексте местоимения, заменять в тексте имена существительные местоимением; -распознавать падеж существительного по падежному вопросу и предлогу; - составлять словосочетания, употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме; -сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный, родительный и винительный); -работать с текстом; -проверять письменные работы, оценивать свои результаты.
| Знание: воспроизведение знаний о частях речи, об имени существительном. Умение: распознавание частей речи по лексическим значениям, классифицировать слова по частям речи. Навык: составление по рисунку текста, определение темы, главной мысли, написание заголовка; работа с таблицей. Знание: воспроизведение знаний об имени существительном как части речи, анализ и синтез определения. Умение: подбирать примеры имен существительным по родовым признакам. Навык: определение лексического значения многозначных слов, распознавание имен существительных среди однокоренных слов. | Познавательные - самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, -осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, -составлять простейшие конструкции, строить небольшие рассуждения, приводить примеры. Личностные - развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, интерес к чтению и читательской деятельности, - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности. Регулятивные - принимать и сохранять цель и учебную задачу, - выполнять действия по намеченному плану, -контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами и другими людьми. Коммуникативные - участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы, - учитывать разные мнения и интересы, оценивать мысли, советы других людей, принимать их во внимание и учитывать в своей деятельности. | |||||
Имя существительное как часть речи. | ||||||||
Имя существительное. | Знание: работа со словарными словами, начальная форма имени существительного. Умениеставить вопросы в словосочетаниях, распознавать имена существительные среди слов других частей речи. Навык:составление и запись текста на заданную тему, контролировать этапы своей работы. | |||||||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Знание: выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и значению), знакомство с словами-архаизмами. Умениераспознавание и классификация имен существительных по вопросам и признакам. Навык: работа со словарем, подбор синонимов. | |||||||
Р/р Изложение повествовательного текста №278,с.140 | Знание письменное изложение повествовательного текста-образца по самостоятельно составленному плану. Умение: самостоятельно составить план текста, подбор заголовка к тексту. Навык: написание изложения, проверка написанного. | |||||||
Собственные и нарицательные имена существительные | Знаниевоспроизведение знаний об именах собственных и нарицательных. Умение: распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Навык: заглавная буква в написании имен собственных. | |||||||
Собственные и нарицательные имена существительные. | Знание: имена существительные изменяются по числам. Умение: правильно оформлять написанные предложения (большая буква в начале предложения, в именах собственных), анализировать уместность использования восклицательного знака в конце предложения. Навык: предложения распространенные и нераспространенные. | |||||||
Число имён существительных. Словарный диктант. | ||||||||
Число имён существительных.
| ||||||||
Р/р Сочинение по картине №7,с.6 | ||||||||
Род имен существительных. | Знание классификация имен существительных по родам, родовые окончания имен существительных. Умение: обосновывать правильность определения рода имен существительных. Навык: замена имен существительных местоимением, определение рода однокоренных имен существительных. | |||||||
Определение рода имен существительных в косвенных падежах. | ||||||||
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | Знание: роль мягкого знака (как показатель мягкости согласного звука), как показатель женского рода имен существительных Умение различать род имен существительных, Навык: звуко-буквенный анализ слов, определение частей речи в словосочетаниях | |||||||
Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. Тестовая работа. | ||||||||
Р/р Сочинение по картине Билибина «Иван – царевич и лягушка –квакушка» №73, с.41
| Знание: составление устного и письменного рассказа Умение: устанавливать связь между предложениями и частями текста, определение роли местоимений в предложениях. Навык: написание и проверка изложения. | |||||||
Закрепление знаний об имени существительном | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Навык: записывать текст под диктовку и проверять написанное. | |||||||
Работа над ошибками. | ||||||||
Склонение имён существительных. | Знание: об изменении имен существительных по падежам. Умение: определение падежа, в котором употреблено имя существительное, работать с памяткой учебника. Навык: выделение словосочетаний, постановка вопроса к имени существительному. | |||||||
Р/р Изложение по картинкам. №101,с.56 | ||||||||
Падеж имён существительных. | Знание: некоторые имена существительные не изменяются по падежам. Умение: составление текста по репродукции картины, ответы на вопросы. Навык: написание сочинения, проверка написанного. | |||||||
Именительный падеж. | ||||||||
Родительный падеж имен существительных. | Знание распознавание родительного падежа по вопросу и предлогам. Умение: определять имена существительные в родительном падеже в предложении. Навык: запись словосочетаний, постановка вопросов в словосочетании, определение значения слов, фразеологизмов. | |||||||
Дательный падеж имен существительных.
| Знание: признаки имен существительных в дательном падеже, вопросы, предлоги. Умение определять имена существительные в дательном падеже в словосочетании и предложении. Навык: написание слов с изученными орфограммами. | |||||||
Р/р Сочинение по картине Серова «Девочка с персиками» №154, с.88 | ||||||||
Винительный падеж имен существительных. | Знание:признаки имен существительных в винительном падеже, вопросы, предлоги. Умение: определять имена существительные в винительном падеже в словосочетании и предложении. Навыкразбор предложения по членам предложения, второстепенные члены предложения. | |||||||
Творительный падеж имен существительных. | Знание: признаки имен существительных в творительном падеже, вопросы, предлоги. Умение: распознавать имена существительные в творительном падеже. Навык. Совершенствовать навык в составлении предложений, разбор предложений по частям речи. | |||||||
Предложный падеж имен существительных. | Знание: признаки имен существительных в предложном падеже, предлоги, вопросы. Умение. Распознавать имена существительные в предложном падеже. Навык:составление предложений, работа по алгоритму. | |||||||
Обобщение знаний о падежах имен существительных | Знание: определение целей и задач, соотнесение рисунка и текста, выделение частей текста. Умение: самостоятельно строить высказывания по теме урока. Навык: развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с авторскими словами. Проверка написанного. | |||||||
Р/р Обучающее изложение повествовательного текста (упр.180 с.105) | Знание: распознавать изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму. Умениеобосновать правильность определения падежей имен существительных, морфологический разбор имен существительных, пользуясь Памяткой учебника. Навык:развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами, работа с памяткой «Порядок разбора имени существительного». | |||||||
Закрепление по теме «Имя существительное» | Навык: обобщение знаний, умений, навыков об именах существительных
| |||||||
Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» | ||||||||
Работа над ошибками. | ||||||||
Понятие об имени прилагательном как части речи. | Знание: признаки имен прилагательных. Умение: распознавание имен прилагательных в тексте среди других частей речи. Навык: обогащение словарного запаса, различать лексические значения слов, подбирать к ним синонимы, устанавливать связь имен существительных с именами прилагательными. | |||||||
Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). | ||||||||
Роль прилагательных в тексте. | Знание: научатся распознавать и писать сложные имена прилагательные. Умениераспознавать имена прилагательные среди однокоренных слов. Навык: образование имен прилагательных, обозначающих цвета и оттенки цветов. | |||||||
Текст - описание. Художественное и научное описание (общее знакомство) Словарный диктант. | Знание: правописание имен прилагательных, входящих в собственные названия. Умение: распознавать синтаксическую роль имен прилагательных в предложении. Навык: составление словосочетаний имен прилагательных с именами существительными. | |||||||
Резервный урок. | Знание: сравнение научного и художественного описания предмета. Умение: наблюдать над употреблением имен прилагательных в текстах, выделять выразительные средства языка. Навык:формирование чувства прекрасноговпроцессе работы с поэтическими текстами. | |||||||
Р/р Обучающее изложение №213,с.120 | Знание: как определить род имен прилагательных в единственном числе. Умение: установить зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного. Навык: работа с таблицами учебника, составление и запись словосочетаний. | |||||||
Изменение имен прилагательных по родам. | ||||||||
Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | Знания: классификация имен прилагательных по роду, признаки имен прилагательных для определения рода. Умения:ставить вопросы от имен существительных к именам прилагательных для правильной записи окончания. Навыки:составление и запись словосочетаний и предложений с именами прилагательными. | |||||||
Изменение имен прилагательных по числам. | Знания: родовые окончания имен прилагательных. Умения: правильно писать окончания имен прилагательных. Навыки: написание слов с пропущенными орфограммами, разбор предложений по членам предложения, по частям речи. | |||||||
Деформированный текст, заголовок №221,с.123 | Знания: определять форму числа имени прилагательного. Умения: правильно писать родовые окончания имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Навыки: составление и запись предложений. | |||||||
Число имён прилагательных. | ||||||||
Число имён прилагательных. | Знания:зависимость числа имени прилагательного от числа имени существительного. Умения: развивать умения писать родовые окончания имен прилагательных. Навыки: признаки имен прилагательных, нахождение имен прилагательных в тексте. | |||||||
Изменение имен прилагательным по падежам. | ||||||||
Изменение имен прилагательным по падежам. | Знания: осознавать, что падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного. Умения: ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Навыки: работа с таблицей учебника. | |||||||
Р/р Составить текст №233, с.128 | Знания: зависимость падежа имен прилагательных от падежа имен существительных. Умения: ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Навыки: определение вида предложений по цели высказывания, письмо по памяти. | |||||||
Обобщение знаний об имени прилагательном. | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | ||||||||
Работа над ошибками. | Знания, умения, навыкипо теме «Имя прилагательное», написание с изученными орфограммами, определение изученных грамматических признаков имен прилагательных и обосновывать правильность их выделения. | |||||||
Местоимение. Личные местоимения (общее представление) | Знания:использование имен прилагательных при описании портрета. Умения:составление и запись текста, используя опорные слова. Навыки:самостоятельная запись текста, работа со словарем, проверка написанного. | |||||||
Изменение личных местоимений по родам. | Знания: лексические значения в распознавании и определении местоимений. Умения: работать с таблицей личных местоимений, замена имен существительных местоимениями. Навыки: работа со стихотворениями, определение вида предложений по цели высказывания и интонации. | |||||||
Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. | ||||||||
Обобщение знаний о местоимении. | Знания:распознавание личных местоимений среди других частей речи. Умения:определять грамматические признаки личных местоимений, изменений по родам местоимений 3-го лица ед.ч. Навыки:списывание с печатного текста, постановка ударений в словах, разбор по членам предложений. | |||||||
Р/р Запись текста по частям №251, с.136 | Знания: распознавать личные местоимения, обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Умения: правильно употреблять местоимения в речи. Навыки: составление предложений по рисунку, письмо по памяти. | |||||||
Понятие о г лагол е как части речи. | ||||||||
Значение и употребление глаголов в речи. | Знания:что такое письмо, ознакомление с правилами письма. Умения:уместное использование в письме местоимений, соотнесение их с именами существительными. Навыки:умение контролировать этапы работы, проверка написанного, работа со словарем. | |||||||
Глаголы в неопределенной форме. | Знания:формирование знаний о глаголе как части речи. Умения:распознавать глаголы среди других частей речи, функции глаголов. Навыки:лексическое значение слов, подбор пословиц. | |||||||
Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.
| Знания: особенности глаголов в неопределенной форме, распознавание этих глаголов. Умения: совершенствование умений писать слова с изученными орфограммами. Навыки: определение главной мысли стихотворения, лексические значения слов. | |||||||
Р/р Обучающее изложение №265, с.141
| ||||||||
Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | ||||||||
Времена глаголов. | Знания:глаголы изменяются по числам. Умения:ставить вопросы к глаголам единственного и множественного числа. Навыки:определение признаков глаголов, сходство и различие глаголов в стихотворениях, письмо по памяти. | |||||||
Времена глаголов.2-е лицо глаголов. | Знания:различать время глагола по вопросу и по лексическому значению, написание глаголов с окончаниями – ешь, -ишь. Умения: определять тип текста, выделение главной мысли. Навыки: письмо по памятизагадки. | |||||||
Изменение глаголов по временам | Знанияглаголы изменяются по временам, особенности каждой временной формы Умениясписывание текста с пропущенными орфограммами Навыки письмо стихотворения по памяти, разбор по частям речи | |||||||
Р/ р Подробное изложение повествовательного текста №266, с.142 | Знания: сохранение вида глаголов (совершенный, несовершенный) при изменении по временам. Умения: распознавать время глаголов, изменять глаголы по временам. Навыки: работа с таблицей. | |||||||
Упражнение в изменении глагола по временам. Словарный диктант. | ||||||||
Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. | Знания:анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Умения:грамотно излагать составленный текст. Навыки: запись и проверка написанного. | |||||||
Частица не с глаголами. | Знания:определять род и число глаголов прошедшего времени, правильно записывать родовые окончания глаголов прошедшего времени. Умения: составление предложений их слов, выделение суффикса –л-. Навыки:определение лексического значения глаголов. | |||||||
Обобщение знаний о глаголе. | Знания: раздельное написание частицы не с глаголами. Умения: правильно писать слова с приставками, предлогами. Навыки: тема,название стихотворения, постановка вопросов к глаголам. | |||||||
Р/р Изложение (сборник) | ||||||||
Контрольный диктант по теме «Глагол»
| Знания: систематизирование знаний о глаголе как части речи. Умения: писать слова с изученными орфограммами. Навыки: правильное произношение глаголов, работа со словарем.
| |||||||
Работа над ошибками. | ||||||||
Части речи. | ||||||||
Р/р Работа с текстом №38,с.24 | ||||||||
Повторение (13 часов) | ||||||||
Обобщение изученного о слове, предложении. | -Обобщить знания о частях речи; - принимать участие в обсуждении; - высказывать свои мысли в устной форме, анализировать высказывания одноклассников; - составлять текст по самостоятельно составленному плану; - определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки; - классифицировать части речи; - повторить изученные орфограммы; - обосновывать правильность своего выбора. | Знания: анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Умения: грамотно излагать составленный текст. Навыки: запись и проверка написанного. | Познавательные - понимать информацию, представленную в графической форме, - осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение. Личностные -Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, - формирование мотивации к творческому труду, развитие этических чувств. Регулятивные - выполнять действия по намеченному плану, -контролировать процесс и результаты своей деятельности, -использовать речевые средства, участвовать в диалоге, беседе. Коммуникативные - участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы, - учитывать разные мнения и интересы, оценивать мысли, советы других людей, принимать их во внимание и учитывать в своей деятельности.
| |||||
Правописание окончаний имен прилагательных. | ||||||||
Правописание приставок и предлогов.
| Знания:анализировать материал о слове предложении. Умения:грамотно излагать материал. Навыки: запись и проверка написанного. | |||||||
Р/р Изложение по опорным словам (сборник)
| ||||||||
Правописание безударных гласных
| Знания:раздельное написание предлога, слитное написание приставки Умения:правильно писать слова с приставками, предлогами Навыки:различать на письме приставку и предлог. | |||||||
Итоговый контрольный диктант | Знание: подбирать проверочные слова с заданной орфограммой. Умение: объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой. Навык: безошибочный подбор проверочного слова, постановка ударения. | |||||||
Работа над ошибками
| ||||||||
Орфограммы в корне | ||||||||
Р/р Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» | ||||||||
Разбор слова
| ||||||||
Разбор предложения.
| ||||||||
Резервный урок. | ||||||||
Разбор предложения. | ||||||||
Обобщение знаний об имени существительном. |
| |||||||
Обобщение знаний о глаголе. |
| |||||||
Игра по русскому языку «Знатоки» |
| |||||||
Подведём итоги |
| |||||||
Тематическое планирование (по разделам) 4 класс
Название раздела | Количество часов | Количество часов на диагностические работы | Формы контроля | Используемые технологии |
Повторение | 7+1 | 1 |
|
|
Предложение | 6+2 | 3 |
| |
Слово в языке и речи | 17+4 | 3 | · Словарный диктант · Проверочная работа · Контрольный диктант | |
Имя существительное | 35+8 | 4 |
| |
Имя прилагательное | 21+5 | 3 |
| |
Личные местоимения | 5+1 |
| ||
Глагол | 27+6 | 5 |
| |
Повторение | 16+6 | 1 |
| |
Всего часов: | 170 | 21 |
Русс. яз | Речь | |
Количество часов на год: | 136 | 34 |
Количество резервных часов на год: | 4 | |
Количество часов в неделю: | 5 |
Количество часов на первое полугодие: | 64 | 16 |
Количество резервных часов на первое полугодие: | 2 | 0 |
Количество часов на второе полугодие: | 72 | 17 |
Количество резервных часов на второе полугодие: | 3 | 2 |