И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
Производственные запасы материалов пополняются за счет их
поставок предприятиями-поставщиками или прочими организаци-
ями на основе договоров.
Предприятия-поставщики одновременно с отгрузкой высылают
покупателю расчетные документы (платежное требование, счет-фак-
туру), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодо-
204
Раздел II. Финансовый учет
рожной накладной и др. Расчетные и другие документы поступают
в отдел маркетинга предприятия. Там проверяют правильность их
заполнения, соответствие их договорам, регистрируют в журнале
учета поступающих грузов (ф. № М-1), акцептуют их, т. е. дают со-
гласие на оплату.
После регистрации платежные документы получают внутренний
номер и передаются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции и то-
варно-транспортные накладные передаются экспедитору для полу-
чения и доставки материалов.
С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с
поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается при-
|
|
ходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксирует-
ся и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком
этого документа бухгалтерия получает выписку с расчетного счета о
списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.
При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранно-
сти груза, экспедитор при приемке груза в транспортной организа-
ции может потребовать проверку груза. В случае обнаружения недо-
стачи мест, повреждения тары составляют коммерческий акт, кото-
рый служит основанием для предъявления претензии к транспортной
организации или поставщику.
Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей
ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет
пассивный, сальдовый, расчетный.
Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности пред-
приятия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и
неотфактурованным поставкам:
· оборот по кредиту — суммы акцептованных счетов поставщи-
ков за отчетный месяц;
· оборот по дебету — суммы оплаченных счетов поставщиков.
Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей
ведут в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр анали-
тического и синтетического учета. Аналитический учет в нем орга-
низуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ор-
дера, приемного акта.
В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает
платежные документы поставщиков, акцептованные отделом мар-
кетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов,
|
|
Учет производственных запасов
205
получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это
позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каж-
дой стороной своих обязательств.
Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расче-
тов с поставщиками на начало месяца.
Заполняется журнал-ордер № 6 на основании акцептованных
платежных требований, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о
приемке материалов, выписок банка.
Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида по-
ступивших ценностей общей суммой, а по платежным требованиям-
поручениям — в разрезе видов материалов (основные, вспомогатель-
ные, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основании
актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого
платежного документа.
Журнал-ордер № 6 ведут линейно-позиционным способом, что
дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по
каждому документу.
Сумма недостач относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и
отражается в журнале-ордере № 6 и ведомости № 7.
Если материальные ценности поступили на предприятие без пла-
тежного документа — такие поставки называют неотфактурованными.
Поставки, по которым предприятие акцептовало платежные до-
кументы, а материальные ценности на склад по ним еще не посту-
пили, называют материалами в пути.
Предприятия пользуются также услугами поставщиков воды, газа,
подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам за услуги ве-
дется отдельный журнал-ордер № 6.
По окончании месяца показатели обоих журналов-ордеров сум-
мируют для получения оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщи-
ками и подрядчиками» и переноса их в Главную книгу.
7.8.1. ПОРЯДОК УЧЕТА НЕОТФАКТУРОВАННЫХ ПОСТАВОК
Неотфактурованными считаются поставки, по которым матери-
альные ценности поступили на предприятие без платежного доку-
мента. На складе приходуют их, выписывая приемный акт, который
при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту рас-
цениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер № 6
206
Раздел II. Финансовый учет
как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на
группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные поставки регис-
трируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца (в графе Б «Номер
счета» ставится буква Н), когда возможность получения платежного
документа в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они
не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются пла-
тежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления
платежных документов на эту поставку в следующем месяце они ак-
цептуются предприятием, оплачиваются банком и регистрируются
бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе
материалов и в графе «акцепт» в сумме платежного требования, а по
строке сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по
учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе «акцепт».
Расчеты с поставщиком таким образом по этой поставке будут за-
кончены.
Пример
В марте была неотфактурованная поставка в сумме 12 000 руб. + 18% НДС.
В апреле был предъявлен счет на оплату в сумме 14 160 руб. (включая
НДС).
В марте будет сделана запись: Д-т 10 К-т 60 — 12 000 руб.
В апреле:
Д-т 10 К-т 60 —112 ООО]руб.
Д-т 10 К-т 6 0 — 12 000 руб.
Д-т 19 К-т 60 — 2 160 руб.