Учет поступления материалов

И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

 

Производственные запасы материалов пополняются за счет их

поставок предприятиями-поставщиками или прочими организаци-

ями на основе договоров.

Предприятия-поставщики одновременно с отгрузкой высылают

покупателю расчетные документы (платежное требование, счет-фак-

туру), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодо-


 


204


 

Раздел II. Финансовый учет


 

рожной накладной и др. Расчетные и другие документы поступают

в отдел маркетинга предприятия. Там проверяют правильность их

заполнения, соответствие их договорам, регистрируют в журнале

учета поступающих грузов (ф. № М-1), акцептуют их, т. е. дают со-

гласие на оплату.

После регистрации платежные документы получают внутренний

номер и передаются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции и то-

варно-транспортные накладные передаются экспедитору для полу-

чения и доставки материалов.

С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с

поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается при-

ходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксирует-

ся и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком

этого документа бухгалтерия получает выписку с расчетного счета о

списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранно-

сти груза, экспедитор при приемке груза в транспортной организа-

ции может потребовать проверку груза. В случае обнаружения недо-

стачи мест, повреждения тары составляют коммерческий акт, кото-

рый служит основанием для предъявления претензии к транспортной

организации или поставщику.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей

ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет

пассивный, сальдовый, расчетный.

Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности пред-

приятия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и

неотфактурованным поставкам:

· оборот по кредиту — суммы акцептованных счетов поставщи-

ков за отчетный месяц;

· оборот по дебету — суммы оплаченных счетов поставщиков.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей

ведут в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр анали-

тического и синтетического учета. Аналитический учет в нем орга-

низуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ор-

дера, приемного акта.

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает

платежные документы поставщиков, акцептованные отделом мар-

кетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов,


 




Учет производственных запасов


 


205


 

получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это

позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каж-

дой стороной своих обязательств.

Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расче-

тов с поставщиками на начало месяца.

Заполняется журнал-ордер № 6 на основании акцептованных

платежных требований, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о

приемке материалов, выписок банка.

Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида по-

ступивших ценностей общей суммой, а по платежным требованиям-

поручениям — в разрезе видов материалов (основные, вспомогатель-

ные, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основании

актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого

платежного документа.

Журнал-ордер № 6 ведут линейно-позиционным способом, что

дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по

каждому документу.

Сумма недостач относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными

дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и

отражается в журнале-ордере № 6 и ведомости № 7.

Если материальные ценности поступили на предприятие без пла-

тежного документа — такие поставки называют неотфактурованными.

Поставки, по которым предприятие акцептовало платежные до-

кументы, а материальные ценности на склад по ним еще не посту-

пили, называют материалами в пути.

Предприятия пользуются также услугами поставщиков воды, газа,

подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам за услуги ве-

дется отдельный журнал-ордер № 6.

По окончании месяца показатели обоих журналов-ордеров сум-

мируют для получения оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщи-

ками и подрядчиками» и переноса их в Главную книгу.

 

7.8.1. ПОРЯДОК УЧЕТА НЕОТФАКТУРОВАННЫХ ПОСТАВОК

Неотфактурованными считаются поставки, по которым матери-

альные ценности поступили на предприятие без платежного доку-

мента. На складе приходуют их, выписывая приемный акт, который

при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту рас-

цениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер № 6


 



206


 

Раздел II. Финансовый учет


 

как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на

группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные поставки регис-

трируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца (в графе Б «Номер

счета» ставится буква Н), когда возможность получения платежного

документа в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они

не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются пла-

тежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления

платежных документов на эту поставку в следующем месяце они ак-

цептуются предприятием, оплачиваются банком и регистрируются

бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе

материалов и в графе «акцепт» в сумме платежного требования, а по

строке сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по

учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе «акцепт».

Расчеты с поставщиком таким образом по этой поставке будут за-

кончены.

Пример

В марте была неотфактурованная поставка в сумме 12 000 руб. + 18% НДС.

В апреле был предъявлен счет на оплату в сумме 14 160 руб. (включая

НДС).

В марте будет сделана запись: Д-т 10 К-т 60 — 12 000 руб.


В апреле:


Д-т 10 К-т 60 —112 ООО]руб.


Д-т 10 К-т 6 0 — 12 000 руб.

Д-т 19 К-т 60 — 2 160 руб.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: