Когнитивное реструктурирование

Когнитивное реструктурирование используется для смягчения чувства безнадежности, связанного с режимом уязвимого ребенка. Типичные когниции «уязвимого ребенка», которые подлежат реструктурированию: «Никто меня не любит и никогда не полюбит», «Я ничтожество» и «Я неудачник». В режиме уязвимого ребенка восприятие пациента искажается: «Мэри не взглянула на меня, когда здоровалась со мной. Наверное, она меня разлюбила». Такие высказывания можно разбирать в ходе диалога на стульях. Возможно, также использовать стандартные когнитивные техники для лечения депрессии, такие как сократические диалоги, оспаривание тенденциозных интерпретаций и т.п.

Психообразование

В работе с режимами уязвимого ребенка психообразование состоит в разъяснении пациентам нормальности потребностей и эмоций. Человеческие существа нуждаются в безопасной привязанности: если потребность в привязанности не получает удовлетворения, активируется режим уязвимого ребенка. Маленькие дети не несут ответственности за удовлетворение своих потребностей и заботу о себе - это задача родителей. Если родители обижают ребенка или предъявляют к ребенку завышенные требования, ребенок в этом не виноват. Иногда пациенты рассказывают, что были «трудными» детьми. Даже если это частично объясняет происхождение болезненных детских переживаний, ребенок не несет за это ответственности. Поддержка и забота о детях входят в обязанности родителей (см. таблицу 6.1).

Таблица 6.1

Содержание психообразования при работе с режимами уязвимого ребенка
Дети заслуживают любви и внимания, даже если они создают трудности, ошибаются или ведут себя неподобающим образом Дети по своей природе хорошие. Никто не рождается плохим человеком Если ребенок подвергается плохому или жестокому обращению со стороны родителей или других людей, если они не обращают на ребенка внимания, ребенок в этом не виноват. Даже если можно понять причины, по которым это происходит (взрослые порой не справляются с собственными проблемами), ребенок в этом не виноват Если родители испытывают напряжение в связи с воспитанием ребенка, их долг - получить профессиональную помощь и поддержку. Ребенок не несет ответственности за трудную ситуацию в семье У детей есть нормальные чувства и потребности. Они нуждаются в любви, заботе, помощи и поддержке. Дети имеют право на удовлетворение этих потребностей в приемлемой степени. Если эти потребности не удовлетворяются хоть в какой-нибудь степени, ребенок может не развиться в здорового, полноценного взрослого Иметь чувства и потребности — нормально и естественно Часто можно найти объяснение (задним числом) тому, почему родители не были способны правильно заботиться о своих детях: они могли пребывать в хроническом стрессе, страдать от психологических проблем и/или в свою очередь подвергаться несправедливому или жестокому обращению в юности. Однако, когда с детьми плохо обращаются, такая позиция восприятия им недоступна. Дети страдают, их развитию наносится ущерб

 

Психообразование может применяться в сочетании с самыми различными интервенциями. Как правило, это часть работы по разъяснению пациенту его модели режимов. Терапевт рассказывает о формировании дисфункциональных схем и о том, как пациент поддерживает их. Иногда пациенты сами задают соответствующие вопросы о происхождении чувств одиночества, вины или отчаяния.

Эмоционально-форсированные техники

Психообразование играет важную роль в контексте эмоционально-фокусированных методов. Часто пациенты в режиме уязвимого ребенка (соединяющиеся с образом ребенка в воображении) выражают чувство вины или чрезмерной ответственности за сложную ситуацию в семье. Выполняя упражнение на воображение, они могут сказать, например: «Я плохой ребенок, я не заслуживаю лучшего обращения». В таких случаях терапевт проводит психообразование, не прерывая рескриптинга - либо высказывая замечание общего характера, либо высказывая мнение от лица здорового взрослого, задействованного в образе: «Маленькая Сьюзи, я понимаю, что ты чувствуешь себя плохой девочкой, потому что тебе говорили это всю жизнь. Дети не рождаются плохими. Ты родилась хорошей, как любой другой ребенок. Ты ценна сама по себе».

Диалоги с использованием стульев

Психообразование может быть частью диалогов с использованием стульев. Когда терапевт выражает заботу об «уязвимом ребенке» из позиции здорового взрослого, он может включать в свое высказывание психообразовательные элементы, например: «Ты хорошая девочка! Дети не рождаются плохими. Очень печально, что взрослые часто говорят детям, что они плохие. Я хочу, чтобы ты понимала, что ты родилась хорошей и представляешь ценность, как любое человеческое существо». При выполнении эмоционально-фокусированного упражнения важен тон голоса терапевта - он должен звучать мягко и успокаивающе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: