Варианты техник с применением воображения

Существует множество вариантов техник с применением воображения (Hackmann et al., 2011). Чаще всего используется рескриптинг травматических детских воспоминаний, однако можно переписывать в воображении и более поздние травмы, текущие эмоциональные проблемы и даже будущие ситуации.

Если актуальная ситуация пациента по-прежнему связана с травматизацией, следует позаботиться о его безопасности. В таких случаях рескриптинг можно использовать для мобилизации ресурсов пациента для того, чтобы отстоять свои права либо изменить или закончить небезопасные отношения.

Пример из практики: переписывание в воображении текущей проблемной ситуации

Джейн испытывает противоречивые чувства по поводу предстоящей однодневной туристической поездки с коллегами. С одной стороны, она очень этого ждет, с другой стороны, она боится, что другие члены группы не будут обращать на нее внимания.

Терапевт предлагает провести упражнение на воображение в качестве подготовки к мероприятию. Джейн представляет себя в возможной ситуации отвержения: коллеги оживленно разговаривают между собой, не обращая на нее никакого внимания. Хотя на когнитивном уровне она понимает, что в такой ситуации нет ничего особенного, она все равно чувствует себя нелюбимой и ненужной. На этапе переписывания в эпизоде появляется близкая подруга и обнимает Джейн. Подруга чувствует себя непринужденно, потому что она не истолковывает разговор коллег как игнорирование и пренебрежение. Этот образ помогает Джейн расслабиться и почувствовать себя в безопасности.

Утешение «уязвимого ребенка» в других эмоционально-фокусированных интервенциях

Техники утешения, используемые в рескриптинге, можно применять и в ходе других интервенций. Основные цели и принципы терапевтических отношений - утешение, поддержка и исцеление «уязвимого ребенка» - остаются неизменными.

Важно запрашивать обратную связь пациента по поводу любых интервенций и отвечать на возможные вопросы. Упражнения следует адаптировать с учетом потребностей и предпочтений пациента. Следует помнить, что, предоставляя обратную связь и обсуждая эмоциональный опыт, получаемый в ходе интервенций, пациент берет на себя довольно большую степень ответственности за исход терапии. Это обстоятельство можно только приветствовать, так как это позволяет уравновесить высокую ответственность схема-терапевта в терапевтических отношениях.

Забота об «уязвимом ребенке» в ходе диалогов на стульях. Диалоги с использованием стульев (см. раздел 8.3.1) в схема-терапии строятся по тем же самым правилам, что и упражнения на воображение. Мы признаем чувства «уязвимого ребенка», утешаем его и поддерживаем. Аналогично тому, как терапевт и пациент совместно противостоят «карающему родителю» в процессе рескриптинга, они борются с дисфункциональными родительскими режимами в ходе диалогов. Например, терапевт может сначала обращаться к стулу, символизирующему родителя, затем возражать его деструктивным заявлениям и затем убирать этот стул из диалога. После этого терапевт может обращаться к стулу «уязвимого ребенка» с такими словами:

«Маленький(ая) X, я рад, что ты здесь и что я могу с тобой поговорить. Ты чудесный ребенок, и твои потребности имеют для меня первоочередное значение».

Аудиозаписи и переходные объекты. Для утешения «уязвимого ребенка» в нашем подходе могут использоваться любые приемы. Очень полезно использование переходных объектов, таких как мягкие игрушки или открытки с личными посланиями от терапевта. Такие объекты позволяют пациенту оставаться в контакте с «внутренним ребенком» (и терапевтом, даже если тот отсутствует). Кроме того, они способствуют интернализации образа терапевта как модели здорового взрослого.

То же самое относится и к аудиозаписям. Терапевт может, к примеру, записать «сообщение для Маленького(ой) X» и передать запись пациенту. У большинства пациентов в наши дни есть мобильные телефоны с соответствующей функцией, которые можно использовать в этих целях. Пациент может прослушивать такие сообщения, когда оказывается в эмоционально затруднительных ситуациях или когда не может справиться с домашним заданием, связанным с заботой об «уязвимом ребенке».

Можно проследить параллели между техниками схема-терапии и некоторыми приемами диалектической поведенческой терапии, разработанной для лечения ПРЛ (Linehan, 1993). «Терапевтические наборы» (skills box) для пациентов ДПТ включают фотографии хороших друзей, открытки с подбадривающими посланиями и другие предметы, предназначенные для поддержки и утешения. Такие объекты подбираются и используются с учетом индивидуальных потребностей каждого пациента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: