Терапевтические отношения при работе с режимами импульсивного/недисциплинированного ребенка

Как указывалось выше, режимы рассерженного и яростного ребенка формируются в детстве пациента, когда он подвергается наказанию за выражение собственных чувств и потребностей. В противоположность этому, пациенты с выраженными режимами недисциплинированного или импульсивного ребенка часто рассказывают, что в детстве их баловали и не научили брать на себя ответственность. Иногда им, наоборот, приходилось нести непосильную ношу (например, в одиночку ухаживать за тяжело больным родителем). В любом случае у таких пациентов отсутствует надлежащий навык ответственности за себя или за других людей. У некоторых пациентов присутствуют оба типа режимов, и они рассказывают о соответствующем детском опыте (отец пил и часто впадал в агрессивное состояние, однако, протрезвев, раскаивался и бесконечно баловал ребенка). В таких случаях мы предполагаем, что режимы импульсивного и недисциплинированного ребенка формируются из чувства протеста против дурного обращения и отсутствия заботы. Важно проверить эту гипотезу с пациентом и, если последний соглашается с ней, несколько раз указать ему в форме эмпатической конфронтации на то, что его желание протестовать против плохого обращения справедливо и оправданно, но его способ действий в нынешней ситуации является дезадаптивным и не приводит к удовлетворению его истинных потребностей.

Ниже приводится список основных терапевтических приемов для работы с режимами импульсивного и недисциплинированного ребенка. Ограниченный репарентинг для этих режимов подразумевает, наряду с подтверждением чувств и заботой о пациенте, установление границ и обучение дисциплине - практически как настоящее родительство, которое сочетает поддержку и заботу о детях с постановкой развивающих задач и установлением границ. В настоящем разделе мы рассматриваем отличительные черты терапевтических отношений при работе с режимами недисциплинированного, импульсивного или упрямого ребенка (последний режим представляет собой нечто среднее между режимами рассерженного и недисциплинированного ребенка). Следует отметить, что в клинической картине часто отмечается сочетание черт, характерных для разных режимов.

(1) Установите потребности, лежащие в основе режима.

(2) Признайте эти потребности.

(3) Укажите пациенту на дисфункциональный характер удовлетворения потребностей в данных режимах: «импульсивный ребенок» требует слишком многого; «недисциплинированный ребенок» уклоняется от ответственности и совершает необдуманные поступки. В качестве альтернативного варианта можно спросить пациента, насколько, по его мнению, такое поведение способствует удовлетворению его потребностей.

(4) Предъявите пример более здоровых способов удовлетворения собственных потребностей и обучите пациента этим способам.

(5) Предъявите пример здоровой самодисциплины и обучите пациента соответствующим навыкам.

(6) При необходимости установите границы (при потенциально опасных агрессивных действиях со стороны пациента).

Импульсивность. Режим импульсивного ребенка направлен главным образом на удовлетворение гедонистических потребностей (неразборчивые половые связи, злоупотребление алкоголем, приобретение или воровство красивых вещей, развлечения и т.д.). Эти потребности легко понять и признать, так как в жизни любого индивида должно быть место здоровому удовольствию. Однако импульсивность детского режима чревата вредом как для самого пациента, так и для окружающих его людей (незащищенный секс, расточительство). Терапевт обязан привлекать внимание пациента к потенциальным проблемам, связанным с режимом, и помогать в поиске более реалистичных (более сдержанных) путей удовлетворения гедонистических потребностей. Импульсивные действия - плохая замена истинной потребности: сексуальная связь с незнакомцем не заменяет близости и любви, групповое пьянство не заменяет настоящей дружбы, дорогие покупки не приносят счастья и не наполняют жизнь смыслом и т.д.

Отсутствие дисциплины. Основная задача «недисциплинированного ребенка» - избежать напряжения, ответственности и выполнения монотонной или раздражающей работы. Основная задача терапевта - объяснить пациенту, что обязательства и работа являются частью здоровой взрослой жизни. Большинство людей не любят платить налоги, но этого не избежать. Фокус работы с данным режимом - установление границ и обучение самодисциплине.

Пример из практики: подтверждение и конфронтация в ходе работы с режимом недисциплинированного ребенка

Терапевт: Как продвигается ваше домашнее задание?

Пациент: Я помню, что обещал вам заниматься спортом два раза в неделю, но что-то у меня это не получается.

Т.: А что случилось?

П.: Не знаю, просто не могу заставить себя выйти из дома и пойти на тренировку.

Т.: Возможно, активировался ваш режим недисциплинированного ребенка. Мы уже говорили о том, что ваши родители не приучили вас к самодисциплине, когда вы были ребенком, и сейчас это представляет для вас серьезную проблему. Как вы думаете, я прав?

П.: Возможно.

Т.: Как вы думаете, в чем положительные и отрицательные стороны режима недисциплинированного ребенка?

П.: Я могу не делать того, что мне не нравится. С другой стороны, я не достигаю поставленных целей.

Т.: Вы абсолютно правы. Вы согласны с тем, что вам необходимо уменьшить влияние этого режима на вашу жизнь?

Избалованность. Пребывая в режиме импульсивного ребенка, пациенты зачастую ведут себя как избалованные дети. Они считают нормальным требовать удовлетворения своих потребностей, не принимая во внимание возможные последствия для себя или окружающих. Импульсивность не всегда проявляется в форме спонтанных или необдуманных действий, о которых приходится впоследствии сожалеть. Такие проявления режима также сочетаются с недостатком самодисциплины и гедонистическими устремлениями, поэтому в терапевтической работе могут применяться те же приемы, что и при работе с режимом недисциплинированного ребенка или выраженным («неосложненным») режимом импульсивного ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: