Укрепление режима здорового взрослого

Режим здорового взрослого характеризуется реалистичностью, способностью брать ответственность за себя и окружающих и соблюдать баланс между собственными потребностями и потребностями других людей. В этом режиме индивид делает выбор в пользу адаптивных действий и в своем отношении к потребностям и эмоциям руководствуется принципом функциональности. Основная цель схема-терапии состоит в укреплении режима здорового взрослого. В ходе терапии эта цель отчасти достигается косвенным образом - через ограничение действия дисфункциональных режимов. Например, ограничение режима карающего родителя приводит к уменьшению самонаказывающего поведения у пациента, что само по себе является хорошим результатом. Однако разучение необязательно ведет к приобретению новых навыков. Например, снижение влияния дезадаптивных режимов высвобождает возможности для усиления режима здорового взрослого, но еще не означает, что на замену дисфункциональным установкам и поведению придут здоровые паттерны и когниции. Это особенно верно в отношении случаев, когда режим здорового взрослого отличается неразвитостью, и в фокусе терапии оказывается обучение здоровому поведению и мировоззрению.

Альтернативные поведенческие и когнитивные модели заранее встроены во многие техники, разработанные для лечения дисфункциональных режимов. Например, при противостоянии «карающему родителю» терапевт не только оспаривает его «правоту», но и отстаивает здоровые способы отношения к проблеме. Задача не в том, чтобы «переубедить» «карающего родителя» (который настолько иррационален, что не слушает аргументов), а в том, чтобы скорректировать режим уязвимого ребенка и сформировать режим здорового взрослого. Сходным образом, когда пациенты приобретают способность выражать гнев адекватными способами (см. главу 7), режим рассерженного ребенка постепенно сменяется режимом здорового взрослого. Когда пациент может самостоятельно утешать своего «уязвимого ребенка», регрессивные чувства и потребности заменяются более «взрослыми» реакциями.

Наряду с непрямыми техниками используются и другие интервенции, непосредственно направленные на укрепление режима здорового взрослого. Эти терапевтические стратегии оказываются для многих пациентов жизненно важными.

Терапевтические отношения

В терапевтических отношениях мы стремимся установить контакт со здоровой взрослой частью пациента. Ниже приводится список основных терапевтических приемов для укрепления режима здорового взрослого. Общая цель описываемых интервенций - конструктивное сотрудничество с пациентом при совместной ответственности за терапевтический процесс.

1. Подчеркивайте связь всех интервенций с моделью схема-режимов и объясняйте пациенту ваш выбор; таким образом «здоровый взрослый» вовлекается в рефлексию относительно терапевтического процесса.

2. Обсуждайте с пациентом эмоционально-фокусированные интервенции; привлекайте пациента к совместному принятию решений относительно этих интервенций.

3. Постепенно вовлекайте пациента в эмоционально-фокусированные интервенции в роли «здорового взрослого».

4. Записывайте сессии на аудионосители и предписывайте пациенту прослушивать их дома.

5. Выявляйте проблемы в терапевтических отношениях и устраняйте их совместно с пациентом.

6. Когда терапевтический процесс заходит в тупик, предлагайте пациенту переключиться в режим здорового взрослого, затем проводите совместный анализ проблемы.

Связь с моделью схема-режимов

На каждой сессии мы увязываем актуальные проблемы пациента и терапевтические стратегии с моделью схема-режимов. Терапевт предлагает эмоционально-фокусированные интервенции и объясняет необходимость их применения. Терапевт может предлагать и другие упражнения (в особенности, если пациент уже знаком с различными терапевтическими техниками) и спрашивать пациента о его предпочтениях. Таким образом, каждый шаг в терапии, как правило, обусловлен совместными решениями, и пациент несет за него определенную степень ответственности. Это особенно верно в отношении эмоционально-фокусированных интервенций, направленных на утешение «уязвимого ребенка». Наделяя пациента ответственностью и размышляя вместе с ним над ходом терапевтического процесса, терапевт постоянно призывает здоровую взрослую часть пациента принимать активное участие в терапии. Забота об «уязвимом ребенке» не противоречит необходимости создавать некоторые вызовы для здорового взрослого. Это применимо и к работе с режимами рассерженного и импульсивного ребенка, а также к поведенческим интервенциям, относительно которых пациент и терапевт разрабатывают совместные планы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: