Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

Что представляет собой чрезвычайная ситуации техногенного характера

Чрезвычайная ситуация техногенного характера - событие, ограниченное определенной территорией, произошедшее в связи с промышленной аварией или иным бедствием, несущее отрицательные последствия для жизнедеятельности человека, функционирования различных социальных институтов, которое привело к жертвам и вызвало большие материальные потери.

Количество чрезвычайных ситуации возрастает ежегодно в геометрической прогрессии. Это вызвано усложнением технологии производства различных материалов и продуктов, расширением производственных мощностей, понижением или повышением требований к квалификации сотрудников индустриальных предприятий.

Все это приводит также к увеличению масштабов техногенных катастроф и вреду, который они наносят экономике, рынку, обществу и экологическому состоянию окружающей среды.

Классификация техногенных катастроф

Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:

Техногенные ЧС по масштабу делятся на:

· локальные или объектовые - аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;

· местные - чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;

· территориальные - границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);

· региональные - происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;

· федеральные - аварии, территория поражающего распространения которых - более 4 субъектов;

· глобальные - катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Классификация по происхождению (виду)

Техногенные аварии также классифицируются на основании их происхождения:

· ЧС на транспорте - аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;

· ЧС с пожарами и взрывами - в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;

· ЧС с выбросами химических веществ - аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;

· ЧС с выбросами радиоактивных веществ - в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;

· ЧС с выбросами биологически опасных веществ - аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;

· ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);

· ЧС на предприятиях коммунальной сферы - аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

Техногенные катастрофы сопутствуют человеческой жизнедеятельности и напрямую связаны с ней. Именно поэтому человека, его умышленные или неумышленные действия, можно назвать основной причиной их появления.

Вместе с тем выделяют следующие, более объективные, причины возникновения техногенных ЧС:

· неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;

· отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;

· высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;

· увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;

· недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;

· снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;

· отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;

· низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;

· недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;

· воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;

· конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;

· низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Самые страшные техногенные чрезвычайные ситуации

Техногенные чрезвычайные ситуации продолжают сопровождать человечество, даже несмотря на проводимые профилактические мероприятия. Количество их растет с каждым годом.

Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

1. Кыштымская авария: взрыв на химкомбинате «Маяк»

«Кыштымская авария» (или Кыштымская катастрофа) — первая в СССР радиационная чрезвычайная ситуация техногенного характера, возникшая 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск). Название города в советское время употреблялось только в секретной переписке, поэтому авария и получила название «кыштымской» по ближайшему к Озёрску городу Кыштыму, который был обозначен на картах.

29 сентября 1957 года из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости, где содержалось около 80 м³ высокорадиоактивных ядерных отходов. Взрывом, оцениваемым в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, ёмкость была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр весом 160 тонн отброшено в сторону, в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ. В зоне радиационного загрязнения оказалась территория нескольких предприятий комбината «Маяк», военный городок, пожарная часть, колония заключённых и далее территория с населением 270 000 человек в 217 населённых пунктах трёх областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Сам Челябинск-40 не пострадал. 90% радиационных загрязнений выпали на территории химкомбината «Маяк», а остальная часть рассеялась дальше.

В ходе ликвидации последствий аварии 23 деревни из наиболее загрязнённых районов с населением от 10 до 12 тысяч человек были отселены, а строения, имущество и скот уничтожены. Для предотвращения разноса радиации в 1959 году решением правительства была образована санитарно-защитная зона на наиболее загрязнённой части радиоактивного следа, где всякая хозяйственная деятельность была запрещена, а с 1968 года на этой территории образован Восточно-Уральский государственный заповедник. В настоящий момент зона заражения именуется Восточно-Уральским радиоактивным следом.

2. Гибель атомной подводной лодки "Курск" - 12 августа 2000 года в ходе учений в Баренцовом море произошло затопление АПК К-141 "Курск", на борту которой находились крылатые ракеты. По официальной версии, в результате утечки топлива из одной из торпед произошел взрыв, вызвавший пожар, который привел к детонации оставшихся торпед в первом отсеке подводной лодки. Оставшиеся в живых подводники закрылись в одном из уцелевших отсеков, но спасти их не удалось. Погиб весь экипаж "Курска" - 118 человек, спустя год удалось поднять 115 тел. По неофициальной версии АПК была торпедирована американской подводной лодкой.

3. 14 февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

4. 19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: