Урок № 1.
Тема: «Колумб Замоскворечья». А.Н Островский – первооткрыватель нового пласта русской жизни.
Цели: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, хронологическая таблица.
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выступления уч-ся.
Тип урока: лекция
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Лекционный материал об А.Н. Островском (учитель + обучающиеся)
Жизнь и творчество А. Н. Островского
Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.
Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.
С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
Этапы творческого пути А. Н. Островского
1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех. Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».
1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов... Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.
Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.
Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».
Особенности стиля Островского
- Говорящие фамилии;
- Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- Специфические авторские ремарки;
- Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия
- Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- Фольклорные моменты;
- Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- Значимость первой реплики героя;
- "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- Своеобразие речевой характеристики героев.
А. Н. Островский в 70–80-е годы
Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых.
Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.
Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».
Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.
Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».
1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.
1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
- Итог урока
А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
- Домашнее задание.
1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.
2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).
Урок № 2.
Тема: Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия
Цели: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
Оборудование: презентация, таблица.
Методические приёмы: беседа, ответы на проблемные вопросы, выступления уч-ся.
Ход урока.
I. Орг. момент.