I. Вступительное слово учителя

С бурным и стремительным развитием капиталистических отношений, в 70-е г.г. в купеческом мире совершаются большие перемены. Он все больше усложняется и порывает связи со старой народной моралью, с домостроевскими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязываются международные связи, получают европейское образование. Патриархальная простота нравов уходит в прошлое. Народная песня вытесняется романсом. 70- е гг. ХIХ в.- это атмосфера денежного ажиотажа, волчьей борьбы за место под солнцем, это время эгоизма и цинизма. (Ф.М.. Достоевский “Подросток ”, “Преступление и наказание ” и др.).

Мир патриархальных купцов, с которыми Островский прощается, сменяется в позднем его творчестве царством хищных, цепких и умных дельцов. Обращение к новым общественным явлениям приводит к большим переменам и в художественной сути поздних драм Островского. Особенно наглядно эта эволюция драматургического таланта писателя ощутима в его драме “Бесприданница ”.

Согласно авторской помете на черновике “Бесприданницы”, драма была задумана 4 ноября 1874 года. Первоначальный сюжет пьесы был иным. В дневнике И.А.Шляпкина сохранилась запись рассказа М.И.Писарева, передавшего со слов драматурга такую канву замысла: “На Волге старуха с тремя дочерьми. Две разухабистые - и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, им приданое. Младшая - тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед; веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает “Апостола”, ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. Девушка в него влюбилась, драма”

Среди старожилов г. Кинешмы стойко держалось предание, что сюжет “Бесприданницы” навеян Островскому уголовным делом, слушавшимся в Кинешемском суде. Убийство мужем из ревности своей молодой жены было примечательно тем, что за кулисами этого трагического и скандального происшествия стоял волжский “миллионщик” Иван Александрович Коновалов. Этот возможный прототип Кнурова внешне весьма представительный и добропорядочный делец нового века, содержал втайне целый гарем. Однако можно лишь предполагать, в какой мере вся эта история повлияла на формирование замысла Островского.

Работой над “Бесприданницей” драматург был, очевидно, занят уже с сентября 1875 года, но в решающую стадию она вступила в сентябре- октябре 1876 года. “Все мое внимание и все мои силы - писал Островский из Щелыкова,- устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю покончить ее в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение”.

Пьеса была закончена 17 октября 1878 г. Островский писал: “Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно настроенные ко мне, и все единогласно признали “Бесприданницу” лучшим из всех моих произведений”. Надежды, связанные с этой пьесой, сознание значительности своего замысла отразились в надписи на черновом автографе: “OPUS 40” и в строчке из письма начальнику репертуара императорских театров Федорову С.П., отправленного в Петербург одновременно с рукописью: “Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений”.

Премьера в Московском Малом театре состоялась 10 ноября 1878 г. Первые критические отклики были связаны с театральными постановками, опередившими публикацию пьесы, и они были неблагоприятны для автора: “Неужели стоило господину Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории глупенькой, обольщенной девицы? Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга...”. Новая эпоха в сценической истории “Бесприданницы” началась после смерти Островского, когда 17 сентября 1896 г. В.Комиссаржевская на сцене Александринского театра сыграла роль Ларисы. Та же В.Комиссаржевская играет роль Нины Заречной в “Чайке” А.П.Чехова.

«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского – судьба женщины.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Когда и где происходит действие в «Бесприданнице»?

2. Сопоставьте жизнь города Калинова («Гроза») и города Бряхимова («Бесприданница»). Что изменилось в жизни приволжских городов за два десятилетия и что осталось неизменным?

3. «Значительные лица» города Бряхимова. Какова их жизненная позиция?

 

События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху.

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

 

4. Какие нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть основного конфликта?

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Таким образом, основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» (Л. Тропкина)

А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».

Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение.

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

(Имя Лариса в переводе с греческого языка означает – чайка. Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)

III. Домашнее задание. Подготовить цитатный материал о купцах Кнурове, Паратове, Вожеватове и мелком чиновнике Карандышеве.

 

Урок № 9

Тема: Быт и нравы русской провинции в драме «Бесприданница»

Цели: показать быт и нравы русской провинции 70-х годов, раскрыть жизненную позицию «хозяев жизни»; помочь понять учащимся, увидеть, разглядеть трагедию “маленького человека” Карандышева, провести аналогии с другими героями русской литературы, которые пополнили армию “маленьких людей”.

Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: