Ц е л ь у р о к а: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени
(-ом-, -ем-, -им-).
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений, слово сочетаний.
П о в т о р е н и е: написание безударных личных окончаний глаголов.
1. Вза и мная прове рка дома шнего зада ния.
11. Выборочный ди ктант.
Уча щиеся выписыва ют гла голы, графически объясняя оконча ния.
l) В бездонную бочку воды не наносишь. 2) Кашу маслом не испор тишь. 3) Потерянного времени не воротишь. 4) Без правды и шагу не сту пишь. 5) Хлеб режут, а сахар колют. 6) Что посеешь, то и пожнешь.
(Пословицы.)
Что надо знать, чтобы пра вильно на писать безуда рн ые лич ные оконча ния гла голов? (Их спряжение.)
- В написан ии суффи ксов каких причасти й нужно знать спря жен ие гла голов, от которых они образова ны? (Действительн ых на стоя щего времен и.)
111. Запись словосочета ний с графически м объяснением напи сания суффиксов.
Хвалящийся успехами, борющиеся с волнами рыбаки, строящийся ста дион, пенящийся поток, дышащий зноем ветер, тающий снег, шепчущийся камыш, сеющий дождь, слышавший шорох, стелющийся туман.
IV. Соста вьте новое слово, взяв от дан н ых слов указан ные зна чимые части.
- п - р - е -, красныи
-,
описать
доля
А
потчевать
А
борющегося
колющl ий 1
(преодолевающий)
С полученным словом учащиеся должны составить словосочета ние: данное слово должно быть в нем главным; затем придумать предложение, записать его, объяснив графически знаки препина ния.
х
Например: 1 Человек I, 1 успешно преодолевающий свою лень 1,
может многого добиться.
V. Объяснение нового материала.
Анализ материала на с. 48 учебника. На основании наблюдений делается вывод об образовании страдательных причастий настоя щего времени и о написании в них суффиксов. Работа с таблицей (см. уроки 9- 10).
VI. Залпись в словарь.
Движимый (искл.), следующий, будущий.
Vll. Упражнения на закрепление материала.
1. Образуйте от данных ниже глаголов страдательные причастия настоящего времени; графически объясните написание суффиксов.
О б р а з е ц: отправлять (1 спр.) - отправляый.
Отправлять, прикрывать, решать, возводить, сооружать.
Вывод: в написании каких суффиксов причастий необходимо опираться на спряжение глагола? (Суффиксов причастий настоя щего времени, как действительных, так и страдательных.)
Обра щаем внимание учащихся на то, что многие глаголы не об- разуют страдательных причастий настоящего времени, наприме р: жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать и пр.
2. Запишите, объяснив. на писание суффиксов страдательн ых причастий настоящего времени.
Рассматриваемый инженерами проект, выращиваемый юннатами уро жай, оберегаемые детьми саженцы, едва слышимый голос, заполняема я во дой канава, подгоняемая ветром лодка, управляемая по радио модель.
С двумя-тремя словосочетаниями составьте предложения; запи шите их, обозначив графически причастный оборот.
3. Объяснительный Щ1ктант (с графическим объяснением написания суффиксов причастий и знаков препинания при причастном обороте).
1) К реке сбегает тропинка, едва видима я во мгле. 2) Серебрится ре ка, слабо оза ряемая луной. 3) Шелестит камыш, чуть колеблемый ветром. 4) Чьи-то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине.
5) Вдали стоял почти невидимый лес. 6) Разгорался костер, раздуваемый ветром. 7) Труден перелет, совершаемый птицами на юг. 8) Тень, колеб лемая ветром, то укорачивалась, то удлинялась. 9) Трава, пригибаемая ве тром, ложилась на землю. 10) Разведчики вышли на поляну, слабо осве щаемую лунным светом.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 18; упр. 105, 107; повторить слова из словарика.
У р о к 29. Страдательные причастия настоящего времени.