От имени одного из действующих лиц картины

(упр. 187)

В работе над сочинением можно использовать книгу: 3 е л ь м а - н о в а Л. М.,  К о л о к о л ь ц е в  Е. Н. Развитие  речи.  Русский  язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы.- М.,  1997.

Методические рекомендации к проведению этих уроков см. та к­ же в пособии: Л а д ы ж е н с к а я Т. А. и др. Обучение русскому язы­ ку  в  7  классе.-  М.,  2002.

 

У р о к 57. Обобщение  и систематизация  сведений о деепричастии

Ц е л ь у р о к а: обобщение и систематизация сведений о деепричастии; выработка умения выделять знаками препинания одиночные дееп рича­ стия и деепричастные обороты.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений по схемам.


1. Проверка дома шнего упр. 194 (по цепоч ке).

11. Опрос по контрольным вопроса м тем ы «Деепричастие».

111. Синта ксическа я пятиминутка.

1. Учащиеся составляют (устно) предложение по данной  схеме.

' и 1 "., 1-·-·-·-·1 ' ". 1.

2. Разбор предложения Стеклянный, редкий и ядреный, с ве­ селым шорохом спеша, промчался дождь, и лес зеленый затих, прохладою  дыша. (И. Бунин.)

IV. Закрепительно- трени ровочные упражнения (по выбору уч и ­ теля).

1. Предуп редительн ый ди кта нт.

l) Осен ний  ветер,  на гоня я  туч и,  открыл  в  кустах  зверин ые  лазы. (И. Бунин.) 2) Отец уселся в лодку и, ухватившись за ее края, стал вни­ мательно рассматривать днище. (А. Казанцев.) 3) Лодка сердито разбивала преграждавшие ей путь волны, пролета я простра нство между ними почти по воздуху. (А. Каза нцев.) 4) Между небом и землей, зами ра я, звенели не­ прерывные трели жаворонка. 5) Туча прилетела с моря, и, касаясь вершин скал, она опускалась все ниже и ниже.

2. Диктант «Прове рь себя».

Левита н пристрастился к охоте. К нему пристала кем -то брошен ная молодая собачонка. Он выучил ее охотничьим премудростям, вычита нным в кн игах. Он купил потрепанную книгу Акса кова «Записки оружейного охотника», написанную много лет назад. Книга во многом помогла начина ­ ющему охотнику. Акса ков писал ее, живя в Абра мцево. Он бродил по ок­ рестным рощам, обдумыва я стра ницу за страни цей. Здесь же ходил и Ле­ вита н, вспомина я Акса кова. Они оба любили охоту, оспаривая друг у дру­ га первенство в увлечении и страсти к ней.


 

3. Те с т

Деепричастие

1 в а р и а н т 1. Найдите дееп ричастие:


(По И. Е в д о к и м о в у.)


а) почуяв

в) услышал


б) сожалел

г) ознакомься


2. Укажите деепричастие совершен ного вида:


а) беспокоясь в) отдыхая


б) за кончив

г) продумывая


3. В каком случае не пишется слитно:


а) (не) доумева я в) (не) освещена


б) (не) подготовлено г) (не) почувствовал


4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме _,,..._ Л Л Л:

а) грохочущий     б) задумавшись      в) испуганный    г) заметивши

5. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в поста- новке знаков препинания:

а) Она стояла, слегка за прокинув голову, и щурясь от яркого света.

б) Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе и гонялись одна за другой.

в) Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на се­ веро-восток.

г) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу. д) В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла

девушка.

е) Тучи, постепенно темнея, поднимались выше, разливались шире.

ё) Капитан стоял на краю и, перегнувшись через перила и держа в ру­ ке фонарь, смотрел в воду.

ж) Где-то  каркали  вороны,  перелетая  с ели  на  сосну,  и сбрасывали с ветвей снег.

Контрольный листок учителя:

1 - а; 2 - б; 3 - а; 4 - б; 5 - а, д.

11 в а р и а н т

1. Найдите  деепричастие:


а) присутствовал     б) услышав     в) посеян

2. Укажите деепричастие совершенного вида:


г) страстно


а) схватившись     б) говоря    в) разбирая    г) переписывая

3. В каких словах не пишется слитно:


а) (не) здоровится в) (не) страшась


б) (не) шелохнувшись г) (не) домогать


4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме -,,....м[У\:

а) сгорбившись   б) надвигалась    в) замирая    г) разгораясь

5. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в поста - новке зна ков препинани я:

а) Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса. б) Опустив голову, бабушка закружилась в танце.

в) Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.

г) Собака залилась громким лаем, но, распознав знакомого человека, успокоилась.

д) Максим, вернувшись домой, долго не мог успокоиться.

е) Сдвинув на затылок косынку, и оnираясь на швабру, девочка при­ бирала  веранду.

ё) Собираясь в поход, приготовь все заранее.

ж) Часов в одиннадцать утра, подкрепив свои силы чаем и хлебом,_ мы пошли вверх по реке.


Контрольный  листок  учителя:

1 - б; 2 - а; 3 - г; 4 - б; 5 - а, е.

Вместо  этого  урока  может  быть  проведен  тематический  (пись­ менный) зачет.

1 в а р и а н т

1. Найдите  словосочетание  с деепричастием:


А. проложенный геолога ми; В. запер на за мок;


Б. на писал письмо; Г. закрыв книгу.


2. Какие  морфемы  указывают  на деепричастие?

А. --;    Б.  -;    В. - 1 ий 1;  Г. -1 ть 1.

3. В  каком случае   не   следует писать  слитно? А. (не) построив; Б. (не) навидя;

В. (не) рассчитыва я;                 Г. (не) освещая.

4. Укажите  деепричастие  совершенного  вида:


А. расплетая косы; В. дума я об этом;


Б. увлека я за собой;

Г. остановившись на ночлег.


5. В  каких  словах  следует  писать   и?

А. увид..в;                                Б.  зате..вши;

В. посе..в;                                Г. за мет..в.

6. Для  нап исания  какого  слова  необходима  опора  на  спряже­ ние гла гола?


А.  леле..ла;

В. вид..мый;


Б. покле..нный; Г. завис..в.


7. Перепишите  предложения,  предва рительно  испра вив  ошибки. А. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разгова ривать.

Б. Подъезжа я к станции, с меня слетела шляпа.

8. Прочита йте  предложение  и ответьте  на  вопросы.

Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмыс­ ленно смотрел на медленно удал яющегося человека.

1)  Какое  из утверждений  верно  объясняет,  где  в этом  предло­ жении допущена  ошибка  в  постановке  за пятой?

А.  Не нужна  запята я перед союзом и, та к как он связывает од- нородные  сказуемые.

Б.  Не выделено определение, выраженное причастным оборотом. В.  Все  знаки  поставлены  правильно.

Г.  Не  обособлено  обстоятельство,  выраженное  деепричастным

оборотом.

2)  Выпиш ите  из  этого  предложен ия дееп ричастие.

3) Строение какого из выделенных в предложении  слов соот­ ветствует схеме:    лло?


Контрольный  листок  учителя:

'                   '          '      '       '          '                   .
1 - Г- 2 - Б· 3 - Б· 4 - Г· 5 - Г· 6 - Б· 8 - Г· 3) - смотрел

'

11 в а р и а н т

1. Найдите  словосочетание  с дееп ричастием:


А.  закрытая  дверь;

В.  очищенный  от грязи;


Б. дописал  доклад;

Г. подготовив доклад.


2. Какие  морфемы  указывают  на  деепричастие?

А. -евши;      Б.   -a л в л ш [il " l;     В. л -;    Г. л ч-.

3. В  каком  случае   не   пишется  раздельно?

А.  (не) доумевая;                       Б.  (не) задумываясь; В.  (не) взирая  на  лица;        Г. (не) навидя.

4. Укажите  деепричастие  несовершенного  вида:


А.  легко  скользя;

В.  разбросав  одежду;


Б.  подписав документ;

Г. подстелив полотенце.


5. В каких словах следует  писать е?

А. услыш..в;                                 Б.  посе..в;

В.  постро..вшись;                     Г.  обид..вшись.

6. Для  написания  какой  глагольной  формы  в  перечисленных ниже  случаях  необходима  опора  на  спряжение  глагола?

А.  увид..вший;                             Б.  бор..щийся;

В.  зала..ла;                                 Г. закле"нный.

7. Перепишите  предложения,  предва рительно  исправив  ошибки. А.  Подъезжая  к деревне,  собаки  залаяли.

Б.  Я, взяв рюкзак,  и надел кеды.

8. Прочита йте  предложение  и  ответьте  на  вопросы.

Лось  выбежал  на  опушку,  заросшую  кустарником,  и  не  останавлива­ ясь,  направился  к  блестевшей  в лучах  заходящего  солнца  реке.

1) Какое  из утверждений  верно  объясняет,  где  в  этом  предло­ жении  допущена  ошибка  в  постановке  запятой?

А.  Не  нужна  запятая  перед союзом   и, так  как он связывает  од-

нородные  сказуемые.

Б. Не выделено определение, выраженное причастным оборотом. В. Не обособлено обстоятельство,  выраженное деепричастием. Г.  Все знаки поставлены правильно.

2))  Выпишите  из  этого  предложения  все  причастия.

3) Строение каких из выделенных в предложении слов соответ­ ствует  схеме  -,"Л D?

Контрольный  листок  учителя:

1 - Г; 2 - А; 3 - Б; 4 - А; 5 - Г; 6 - Б; 8 - В; 3) - за ­

росш ую,  заходящего.


У р о к   58. Контрольный  диктант

1 в а р и а н т

Продолжа я двигаться, огромная туча, опуска ясь все ниже к земле., сме­ шалась с тума ном. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походил и на корабли, вы ­ строившиеся для морского сражения.

Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнеч ­ ные лучи. Темно- серы й свет просач ивался сквозь длинное облако, едва освеща я землю. Затрепета в, прошумела л иства на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал ее. Все вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветив­ шись ею, небо словно раскололось. Уда р грома, достигший лесной опуш­ ки, потряс землю. Че рез минуту крупные ка пли дождя застучали по лист­ ве деревьев, по куста м. Полил дождь, не прекра ща вшийся до самого утра. (l l 8 слов.)

Гр а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е

По мере написан ия ди кта нта графически объяснить поста новку зна ков препина ния в предложениях:

1 в а р и а н т           11 в а р и а н т первого абзаца   третьего абзаца 11 в а р и а н т

Каждый раз, разбива я в этом месте ла герь, Петя не переставал удив­ ляться. Неотразимые безлюдные пространства захлестывали его.

К са мому небу уходил и сопки с их распада ми и отвесным и обрыва ­ ми. В нем ысл имой дал и ослеп ител ьно горел и под солн цем остатки лед­ н и ка, пол ностью исчеза вш ие к кон цу лета и да ва вшие начало бесчис­ лен н ым таежн ым руч ья м и речон ка м. К юго- за паду, понижа ясь и слива ­ ясь с горизонтом, уходила непроходи ма я та й га, испещренна я разливами рек.

Взобра вшись на причудл ивый ка мен ный выступ, Петя прислушался к голосу реки, с грохотом катившейся от ледника в долину. Близился вечер, и солнце висело совсем низко над сопками, размыва я их вершины. Петя, заде ржа в дыхание, набл юдал за невиданной красотой, начиная уже уста ­ вать от переизбытка красок, от неспособности сразу вместить в себя, при­ нять весь этот прекрасны й м ир согласия и ти шины. (1 19 слов.)

(По П. П р о с к у р и н у.)

Гр а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е


По мере написан ия дикта нта графически объяснить зна ков преп инани я в предложениях:


постановку


1 в а р и а н т          1


11 в а р и а н т


второго абзаца     третьего абза ца












































НАРЕЧ И Е

(28 часов + 6 часов развити я речи)

Учащимся VII класса уже известен определенный круг слов- на ­ речи й и их роль в предложени и. Задача изучен ия данной грамма ­ тической категории в VII классе - выявить своеобразие  наречия как части речи, определить его место в системе других частей ре­ чи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в срав­ нении с ранее изученным и частями речи.

Необходимо раск рыть синта ксическую функцию данной грамма ­ тической категори и  не  только  в  изолирован ном  предложении, но и в целом тексте как одного из способов связи законченных предложений; показать коммуникативное значение изучаемой части речи - текстообразующие возможности наречий (слов, по выраже­ нию А. С. Пушкина, «живописующих глагол»), их роль в организа ­ ции связного высказывания.

В системе уроков особое место должна занять целенап равлен­ ная работа по обога щению словаря учащихся изобразительно- вы­ разительными средствами русского языка - наречиями, делающи­ ми речь более точ ной и выразительной.

Как показывает опыт, особые трудности в изучении данной те­ мы вызывает орфография наречий: различение суффиксов и на конце наречи й, слитное и раздельное написание (так как написа­ ние многих нареч ий не подчиняется общим правила м) и пр.

С целью преодоления указанных трудностей особое внимание необходи мо уделить словообразовательному и этимологическому анализу наречий. Это не только помогает школьникам спра виться с орфографией наречий,  но и расширяет  представления  учеников о жизни слова, что важно для формирования их диалектического мировоззрения.

В результате изучения темы учащиеся должны у м е т ь: опознавать наречия в словосочетании и предложении на осно­

ве учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении;

ха ра ктеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотно­ симую с существительн ыми, прила гательными, числительными, гла ­ гола ми; определ ять способ образования наречия;

различать слитные, полуслитные и раздельные написа ния наре­ чий;

использовать в реч и наречия как средство связи предложений

в  тексте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: