Ц е л ь у р о к а: закрепить знания о частице; дать понятие о роли фор мообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразую щие частицы.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: составление связного текста в публи цистическом стиле.
П о в т о р е н и е: виды предложений по цели высказывания; способы об разования наклонений глагола (условного и повелительного); правопи сание союза чтобы; знаки препинания при обращении.
1. Проверка домашнего задания.
В итоге выполнения упр. 359 учащиеся могут составить следу ющий перечень правил, над которыми они работали дома в соот ветствии с условием упражнения.
1. Нахождение в тексте частиц, которые вносят дополнитель ный оттенок усиления отрицания.
2. Орфограммы в гла голе (правописание суффиксов гла гола; написание не с глаголами).
3. Правописание не с различными частями речи.
4. Пра вописание чередующихся гласных в корне.
5. Написание также - так же.
6. Правописание н, нн в суффиксах прилагательн ых.
7. Постановка запятой в сложном предложении с союзом и;
|
|
обособление причастного оборота.
По данному плану ведется беседа с учащимися. Зачитываются пункты плана, затем из текста упражнения приводятся примеры с объяснением.
11. Запись под диктовку с объяснением.
1)) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда пона добится умный и верный помощник - книга. (С. Маршак.)
2) Что бы нам придумать к дискотеке, чтобы всем было весело?
3) Всем хотелось, чтобы поскорее наступили каникулы.
111. Объяснение нового материала учитель строит с опорой на знания школьников о способах образования форм повелительного и условного наклонений гла гола. Чтение § 63.
IV. Закрепление материала.
1. Упр. 360 выполняется устно.
2. Определите виды предложений по цели высказывания. Вставьте, где возможно, частицы давай, пусть, пускай. Как изме нится значение предложений? Почему?
Ребята отправятся в поход всем классом. Мальчики захватят с собой фотоаппа рат, мячи. Девочки позаботятся о походной аптечке.
(Гла голы с помощью указан ных выше части ц приобрета ют фор му повелительного на клонения, а предложени я по цели высказы ва ния становятся побудительным и. Наприме р: Ребята, давайте отправимся в поход всем классом!)
3. Соста вьте связный текст на тему «Мир и дружба», употре бив гла голы в повелительном наклонении с части цами пусть, да, давайте. Жела тельно в тексте использовать обращения.
Возможны й вариант:
Люди всей Земли, боритесь за мир! Пусть никогда не повторится вой на, пусть будут счастливы дети планеты! Пусть будет светлое и чистое небо над нами! Да здравствует мир на Земле!
|
|
- В каких жизненных ситуаци ях может быть использова н дан ный текст? (Этот текст может прозвучать с трибуны на митин ге, на собра нии.)
- Какова его задача? (Воздействовать на людей.)
- К какому стилю речи он относится? (Учащиеся говорят, что текст созда н в публи цистическом стиле. Для та кого стиля ха рак терна призывность, эмоциональность, взволнованность.)
- Какие язы ковые приметы этого стиля здесь есть? (Прямое расп ространенное обращение к слушателям, побудительные, вос клицательные предложен ия.)
Учитель сообщает учащимся, что одним из признаков этого сти ля является также использован ие частицы да, употребляемой в торжественной публицистической речи; пусть - частица, кото ра я также часто используется в публицистической речи.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 63; уп р. 361; подготовиться к кон трольному словарному дикта нту.