Ц е л ь у р о к а: дать понятие о роли отрицательной частицы не; фор мирование умения определять смысловое значение частицы не, писать не с различными частями речи.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений, обога щение речи учащихся слова ми-синонимами.
П о в т о р е н и е: на писание не с прилагательными, местоимениями, глаголами, деепричастиями; знаки препинания при прямой речи.
1. Запись в словарик слов дисциплина, не раз (много ра з), ни раз у (никогда), не один (много), ни один (никто).
далеко не... вовсе не... отнюдь не...
в этих сочетаниях не пишется раздельно с прилагательными, причастиями, наречиями
11. Проверка домашнего задания. Упр. 384 проверяется фронтально.
Отвеча ющим даются дополнительные вопросы:
- Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница? Назовите разряды частиц. Для чего служат формообразу ющие частицы? В каких стилях речи они употребляются? Приведи те примеры.
111. Словарно-орфографическая диктовка.
Не знал ничего, ни в чем не сознавался, не в чем упрекнуть; нена вистный враг, нечаянный случай; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был.
IV. Объяснение нового материала.
Учащимся предлагается сравнить предложения: Я был в школе. Я не был в школе. Я был не в школе. Не бывать этому! Ана лизируя их, семиклассники делают вывод о том, что частица не мо жет прида вать отрицательное значение как отдельным его члена м, так и всему предложению.
Сообщаем школьника м, что частица не может придавать пред ложению и утвердительный смысл. Наприме р: Я не мог не быть в школе (учащиеся записывают его в тетради). В нем две частицы не. Одна из них стоит перед глаголом мочь, втора я - перед неопреде ленной формой глагола. Двойное отрицание делает все предложе ние утвердительным.
V. Закрепление материала проводится путем выполнения сле дующих упражнений.
1. Замените личные формы гла гола синон имами с частицей не.
Какой смысл приобретают предложения? Запишите их.
l) Я забыл (не помню) его фамилию. 2) Дождь шел (не переставал) всю ночь.
(Школьники дела ют вывод о том, что частица не придает пред ложению отрицательн ый смысл.)
2. Измен ите предложение, включив в него деепричастный обо рот. Например: Я не дождался брата и ушел. - Не дождавшись брата, я ушел.
l) Оля не на шла нужную книгу и взяла другую. 2) Степа не застал това рища и возвратился к себе.
Объясните графически пунктуа цию предложений.
3. Упр. 386 (устно).
4. Учитель сообщает учащимся, что в восклицательных и во просительных предложениях обобщающе го хара ктера пишется час тица не.
Часто в та ких предложениях употребляется слово только: Кто не знает русского балета! (Все знают.) Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали.)
5. Предуп редительный диктант.
l) В ка ких только углах не побы вал я за эти годы! (Г. Федосеев.) 2) Широта его интересов не могла не изумлять меня. 3) Собеседник не мог не согласиться с моим мнением. 4) С кем только не состязались на ши спортсмены! 5) Кто не знает стихов Пушкина! 6) И какой же русский не любит быстрой езды. (Н. Гоголь.) 7) Кто не зна ком с вестником теп ла - деревенской ласточкой! (Е. Спангенберг.) 8) Где наша не пропадала! (Поговорка.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 67 (с. 175- 176); упр. 385; соста вить с за писа нными в словарик словами словосочетания.