Подготовительный этап

В подготовительном этапе принято различать две стадии: действия до выезда на место происшествия и действия на месте происшествия до начала рабочего этапа.

Первая стадия начинается с момента поступления сообщения о взрыве в дежурную часть ОВД.

Анализ этих и других данных позволил сформулировать следующие рекомендации:

1. Насколько подробным бы не было сообщение о взрыве необходимо до формирования следственно-оперативной группы как можно быстрее выслать на место взрыва дежурную машину (возможно, это будет машина патрулирующая в указанном районе) со средствами связи. Задача этой группы заключается в разведке места происшествия; установлении очевидцев и свидетелей происшедшего; организации помощи пострадавшим; охране места происшествия.

2. Следственно-оперативная группа формируется не в дежурной части ОВД, а на месте происшествия по мере прибытия обязательных и факультативных участников, необходимых для предстоящей работы.

3. Следственно-оперативная группа, действующая на месте происшествия, связанного со взрывом, может быть не единственной. По мере уяснения обстоятельств происшествия и состава преступления (уничтожение чужого имущества, убийство, терроризм) определяется подследственность. Руководителем следственно-оперативной группы может быть назначен следователь милиции, прокуратуры или ФСБ. Это, пожалуй, самый сложный, с позиций организации этап.

На месте происшествия может работать дежурная и (или) специализированная следственно-оперативная группа (СОГ). Специализированная СОГ прибывает на место взрыва на 1 – 3 часа позже дежурной группы, так как ее участники не находятся в режиме дежурства, а вызываются (в том числе в нерабочее время) при возникновении такой необходимости.

 От того насколько тщательно произведен осмотр, какие объекты при этом обнаружены и изъяты, зависит не только весь ход дальнейшего расследования, квалификация деяния, но и сама возможность раскрытия преступления. Следует помнить, что взрыв может быть следствием бытовой причины (по неосторожности, халатности, в результате износа оборудования и т.п.) или заведомо способом совершения преступления. Основную роль здесь играет правильная организация осмотра, в том числе, принятие мер и выбор соответствующей тактики, обеспечивающих безопасность участников осмотра; привлечение необходимых специалистов и организация эффективного взаимодействия между ними. Следует подробно рассмотреть указанные проблемы и пути их решения начиная с момента получения информации о взрыве[13].

При поступлении сообщения о взрыве в дежурную часть органа внутренних дел к месту происшествия направляется следственно-оперативная группа. Источником информации о взрыве могут быть сообщения (как правило, по телефону) от граждан, охраны предприятий и объектов, постов и патрулей милиции. При получении такой информации дежурный уясняет место и время взрыва, характер и масштабы последствий, уточняет сведения о пострадавших. Первые предположения о характере взрыва можно сделать на основании анализа сообщения и обстановки на месте взрыва.

По прибытии на место взрыва руководитель СОГ должен:

- оценить обстановку и доложить дежурному по ОВД о характере происшествия, его последствиях, о необходимой помощи и своих предпринимаемых действиях;

организовать (в отдельных случаях проверить) оказание помощи пострадавшим, принять меры по преодолению вредных последствий происшествия;

на основе консультаций со специалистом-взрывотехником определить зону осмотра места происшествия, обозначить ее границы и удалить за нее посторонних лиц;

провести опрос лиц, которые могут дать информацию о событии. Такой опрос должен занять минимум времени, его главная цель определение квалифицирующих признаков преступления, а также получение оперативно-розыскной информации для поиска и задержания преступников. Результаты опроса фиксируются в рабочем блокноте или с помощью звукозаписи портативного магнитофона.

После ознакомления с обстановкой на месте происшествия руководитель СОГ должен окончательно решить вопрос о круге участников осмотра в том числе в ведомственном отношении. Возможно, потребуется дополнительно вызвать специалистов, силы и средства для обеспечения эффективного осмотра места происшествия.

При этом следует помнить особенность осмотра мест взрыва – трудоемкость. Опытный следователь, намечая общий план действий, уже на подготовительном этапе должен решать вопрос о привлечении необходиых сил и средств. Зона сплошного визуального поиска фрагментов взрывного устройства радиусом может достигать 50 - 200 метров от центра взрыва. Возникает вопрос: Какими силами такое прочесывание проводить?

Так, например, для обнаружения малоконтрастного предмета со следами окопчения размером 5 х 5 х 5 мм на площади 10 кв. м одним человеком днем при естественном освещении (солнце) затрачивается время: на асфальтированной поверхности – до 1 минуты; на вскопанном грунте – до 5 минут; на каменистой поверхности – 8…10 минут; на дерне с травой – 12…20 минут; в кустарнике – 18…32 мин.

Представленные данные позволяют сделать оценку трудозатрат для сплошного прочесывания местности, прилегающей к месту взрыва в радиусе 100 метров (около 31400 м2) - от 50 до 1660 чел/ часов. В отдельных случаях для этого требуются значительное количество людей, работающих в несколько смен.

Основное место первоначально занимают организационные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности. В первую очередь они направлены на спасение пострадавших и обеспечение безопасности как лиц, привлеченных к осмотру, так и гражданского населения. Следует помнить о необходимости тщательного обследования места взрыва на предмет его безопасности, в том числе наличия других взрывных устройств. Не редко первые взрывные устройства подрываются с целью привлечь на место происшествия как можно больше людей, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, чтобы вызвать наибольшие жертвы. Таким образом, основным условием начала процессуального осмотра места взрыва должна быть уверенность в его безопасности для лиц, привлеченных к осмотру.

Не менее важным на подготовительной стадии является инструктаж лиц участвующих при проведении осмотра.

Распределение обязанностей между участниками осмотра и их инструктаж рационально проводить после оценки общей обстановки. При большом количестве участников (более 12 - 15 человек) СОГ рационально разбивать на подгруппы, действующие на отдельных участках местности (объекта). В состав такой подгруппы входят: следователь (помощник следователя), специалист - взрывотехник, специалист - криминалист, судебный врач, сотрудники, привлекаемые для прочесывания местности.

    На начальной стадии осмотра места происшествия, когда организуется эвакуация пострадавших, оцепление и организация охраны осматриваемой территории и удаление с нее любопытствующих лиц (посторонних людей), в некоторых случаях целесообразно провести скрытую видеозапись и фотосъемку с целью последующей выработки версий в отношении подозрительных лиц. Кроме того, в качестве источника важной информации может быть видеоматериал или фотоснимки сцены происшедшего, реакции толпы и т.п., сделанные любителем непроизвольно, в некоторой степени случайно.

    На подготовительном этапе следует помнить и о так называемых «специфических особенностях», которые возникают при осмотра взрыва – это средства массовой информации и прибытия на место взрыва руководства разных ведомств. В качестве рекомендаций в характере общения с журналистами предлагаются следующие правила:

Полномочия общения с журналистами предоставить одному из участников СОГ, к которому и направлять всех представителей СМИ;

В общении с журналистами стараться не «отнекиваться», а обещать предоставить всю необходимую информацию к определенному времени, указав место проведения планируемого брифинга;

Делая сообщения для СМИ, делать больше упор не на факты, а на необходимость борьбы с такого рода преступлениями, на широкий комплекс предпринимаемых мер по устранению последствий взрыва и проведению соответствующих следственных действий.

    Прибытие руководства (МВД, прокуратуры и ФСБ), как правило, связано с оценкой общей обстановки и последствий взрыва, а также для заявлений прессе. Руководители, осматривая место происшествия, стараются пройти как можно ближе к эпицентру взрыва и лично увидеть картину происшедшего. Такие перемещения по необследованным участкам в зоне действия взрыва приводит к негативному изменению следовой обстановки на месте происшествия. Следует помнить, что на месте происшествия старшим является следователь – руководитель СОГ, не взирая на должностное положение.

В подобной ситуации рационально в стадии подготовки к осмотру места происшествия наметить, обозначить и в первую очередь обследовать «маршрут руководства». Ширина такой дорожки должна составлять до одного метра, обозначается лентами и проходит по участкам местности, доступным для быстрого обследования – участки автомобильных, пешеходных дорог (дорожек), отмостки и тратуары.

    Таким образом, подготовительный этап осмотра места происшествия, связанного со взрывом имеет большое многообразие особенностей, отличающих его от других происшествий, требующий определенного опыта руководителя и участников СОГ, активности и настойчивости в организации и подготовке условий качественной работы.

На место взрыва во всех случаях необходимо вызвать саперную группу и специалистов взрывотехников При обнаружении подозрительных предметов, могущих быть взрывными устройствами, переходят к этапу взрыватехнического обследования и обезвреживания взрывных устройств. «Реализуемый компетентными лицами в установленной форме с риском для жизни и здоровья процесс изучения предмета с использованием специальных научно-технических средств, методов и приемов, имеющей своей целью распознавание взрывотехнического изделия, определение его состояния, степени подготовленности к взрыву, а также избрание на этой основе мер безопасности и активных действий с предметом, соответствующих конкретной ситуации на месте происшествия»[14].

На данной стадии осмотра можно выделить два раздельных действия: поиск, силами уполномоченных на то лиц, а затем взрывотехническое обследование предмета специалистами. Этот подход идеально подходит к ситуации, если речь идет об обнаружении подозрительного предмета, например сумки или свертка, у дверей организации, но не вполне применим к обследованию места взрыва. Необходимо учитывать, что здесь поиск проходит после уже случившегося взрыва, поэтому работа служебно-розыскной собаки сильно затруднена, а иногда и не возможна, так же как и визуальный осмотр. В таких условиях вероятность обнаружения взрывного устройства снижается. Поэтому, учитывая, что на первое место всегда необходимо ставить соображения безопасности людей, причем не только гражданского населения, но и личной безопасности участников следственно-оперативной группы и иных лиц, присутствующих по долгу службы, к поиску невзорвавшегося взрывного устройства целесообразно уже на первых этапах привлекать специалистов в области взрывотехники, которые имеются в штатах соответствующих подразделений органов внутренних дел. Это обеспечит качественное обследование обстановки мета происшествия на предмет взрывобезопасности, так как специалист всегда лучше справиться с поставленной профессиональной задачей, чем человек, имеющий лишь общие навыки, например, поиска предметов, могущих оказаться взрывными устройствами[15]. Возможно, стоит ввести и дополнительное понятие - взрывотехническое обследование местности (помещения, места взрыва), которое по существу включит и поиск и взрывотехническое обследование обнаруженных предметов. Когда речь идет об осмотре места взрыва оно более удобно, так как подчеркивает необходимость перед началом осмотра убедиться во взрывобезопасности места, а лишь затем приступать к его проведению. Причем понятие опасности взрыва возможно следует трактовать несколько шире, чем только присутствие взрывных устройств. Опасность повторного взрыва возможна и по некриминальным причинам, таким как утечка газа, наличие газовых баллонов, канистр и цистерн лекговоспламеняющими веществами и т.п.. Следовательно, в зависимости от обстановки места происшествия возможно привлечение для обследования места пожарных и других специалистов.

Поиск и взрывотехническое обследование предметов всегда выполняются силами подразделений МЧС, МВД, Минобороны и ФСБ России в рамках административно-служебного мероприятия. По своим задачам, регламентации проведения эти действия выходит за рамки осмотра места происшествия. Даже если в составе следственно-оперативной группы есть специалист-взрывотехник соответствующей квалификации и необходимое оборудование, он не может проводить поиск и обследование взрывных устройств в процессуальных рамках осмотра места происшествия. Основным аргументом в пользу этого является повышенная опасность, связанная с возможностью обнаружения и срабатывания взрывного устройства, ведущая к недопустимости присутствия следователя, понятых и иных обычно привлекаемых к осмотру лиц, и как следствие, к невозможности соблюдения требований законодательства к проведению осмотра места происшествия. При этом все работы по обнаружению, обследованию, обезвреживанию, эвакуации и уничтожению взрывных устройств выполняются всегда только саперами или специалистами-взрывотехниками соответствующих ведомств[16].

Непосредственно следственный осмотр начинается после подтверждения безопасности обстановки на месте происшествия. Он регламентируется соответствующими положениями Уголовно-процессуального кодекса и проводится по общим правилам. Не следует ни преувеличивать ни преуменьшать значение осмотра места взрыва и рационально использовать все имеющиеся резервы специалистов. Именно это даст наибольший результат для восстановления истинной картины происшедшего.

Чтобы задействовать оптимальное число специалистов, следователю необходимо правильно оценить сложность обстановки и круг задач, которые возможно выяснить в ходе его проведения. Для этого нужно иметь хотя бы общие представления о причинах взрывов, взрывных устройствах и видах поражающих факторов. На месте взрыва мы всегда видим уже результат воздействия поражающих факторов, на основании чего должны воссоздать картину происшедшего. Соответственно, лишь анализируя воздействия указанных поражающих факторов на предметы окружающей обстановки, можно судить о причине взрыва, в том числе и о типе и конструктивных особенностях использованного взрывного устройства. Это возможно, так как сами конструктивные особенности взрывного устройства определяют виды поражающих факторов, определяющих его действие: ударное (осколочное), ударно-волновое (бризантное и фугасное) или термическое. Некоторые взрывные устройства обладают комбинированным поражающим действием. Поэтому в протоколе важно описывать все повреждения вещной обстановки, постараться выявить следы ударного, ударно-волнового и (или) термического воздействия, а также собрать все осколки и части взрывного устройства, так как иной вещественной информации о причинах взрыва просто не существует. Данная информация может быть получена при детальном осмотре места взрыва.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: