Динамика внимания ученика на уроке

Цель наблюдения:  динамика внимания ученика на уроке и приемы ак­тивизации внимания, которые использует учитель.

Объект наблюдения: ученик и учитель.

Ход наблюдения:

• каждый студент наблюдает за детьми одной колонки;

• необходимо подсчитывать количество отвлечений каждого ребенка в процессе урока, сидящего на этой колонке (например, посмотрел в окно, долго что-то искал в портфеле и ничего не достал, играл на уроке с чем-либо и т.д.);

• количество отвлечений записывать в следующую таблицу (выполняется на развороте тетрадного листа):

 

первый ряд детей в колонке

второй ряд детей в колонке

Количество отвлечений Имя ребёнка. Причина отвлечений, т.е., что делает ребёнок когда отвлекается на уроке и сколько по времени Действия учителя по активизации внимания данного ученика, т.е. что говорит, делает учитель, чтобы этот ребёнок вновь стал работать на уроке Реакция ребёнка на действия учителя Количество отвлечений Имя ребёнка. Причина отвлечения, т.е., что делает ребёнок, когда отвлекается на уроке и сколько по времени Действия учителя по активизации внимания данного ученика, т.е. что говорит, делает учитель, чтобы этот ребёнок вновь стал работать на уроке Реакция ребёнка на действия учителя
               
               

Рефлексия:

1. Сосчитать общее количество отвлечений детей на уроке.

2. Выделить основные причины отвлечений детей. Подумать, с чем это может
быть связано (неинтересный урок, ситуация тревоги или что-то другое).

3. Выделить приемы активизации внимания детей, которые использовал учитель.

Какие из них наиболее эффективны в начальной школе и отвечают
принципам гуманизма?

 

Деятельность ученика на уроке.

 

Цель наблюдения: наблюдение за деятельностью ученика на уроке Объект наблюдения: ученик

Ход наблюдения:

1. Выделить (до самого процесса наблюдения) предполагаемые виды деятельности ребенка на уроке, т.е. ВСЁ, что может делать ребенок на уроке (например: пишет в тетради, читает учебник, слушает учителя и т.д.);

2. Записать выделенные виды деятельности в 1 графу таблицы (см. ниже);

 

 

деятельность ученика

время урока (в минутах)
5  10 15  20 25 30 35 40
пишет в тетради  
читает учебник  
слушает учителя  
........... и т.д.  

3. В процессе наблюдения за ВЫБРАННЫМ ребенком отмечать во второй графе в какое время совершалось то или иное действие, а в первую графу впи­сывать те действия, которые вы не предполагали, что ребенок будет совер­шать на уроке, но увидели это в процессе наблюдения.

Рефлексия.

1. Сосчитать количество действий ребёнка на уроке.

2. Какие действия ребенок совершал чаще всего? О чем это может говорить?

 

ЗАДАНИЕ 7. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.

Цель наблюдения: наблюдение за оценочной деятельностью учителя

Ход работы: во время уроков (одного-двух) необходимо наблюдать за речевой деятельностью учителя и отметить в таблице количество речевых оце­ночных высказываний

 

Вид оценки Пример речевого высказывания Кол-во подобных обращений
1)замечание Тише! Иванов, перестань так делать!  
2)отрицание Нет, не так делаешь! Нет, не так.  
3)порицание Плохо, очень плохо.  
4)упрек Огорчили меня девочки, ох, как плохо.  
5)угроза Будете неаккуратно писать в тетради -не пойдем в театр!  
6)нотация Как ты разговариваешь! Неужели ты и дома так говоришь?  
7)согласие Так, верно, правильно.  
8)ободрение Так, так, правильно делаешь. Смелей!  
9)одобрение Ваня слушает всегда внимательно. Молодец, хорошо!  

Необходимо  обратить внимание на то, что оценки 1-6 = отрицательные,  а  

7 - 9 = положительные.

Рефлексия:

1) подсчитать количество отрицательных и положительных оценочных
высказываний учителя

2) какое влияние оказывают положительные и отрицательные высказывания

учителя на учебную деятельность детей?

3) существует ли взаимосвязь между оценочной деятельностью учителя и
его стилем взаимодействия с учащимися?

4) можно ли замечание сказать "гуманно"?

 



Вопросительная активность ученика.

Цель наблюдения: изучить вопросительную активность учащихся на­чальной школы

Ход наблюдения:

1) до непосредственного наблюдения за учащимися необходимо со сту­дентами обговорить, какие вопросы могут задавать дети в начальной
школе на уроках, выделить виды вопросов.

2) в процессе наблюдения за учащимися на уроке необходимо запол­нять таблицу

 

Вид вопроса кол-во вопросов
вопрос на уточнение  
вопрос на понимание  
вопрос на развитие  
переспрос  
вопрос ни о чем  
примечание (другие, особые вопросы)  

Рефлексия:

1) подсчитать, сколько вопросов задавали дети на разных уроках (чтения, математики..)

2) какого рода вопросов было задано больше всего? с чем это может
быть связано?

3) влияет ли стиль педагогического общения учителя на количество
детских вопросов и их вид?

4) можно ли выделить детей, которые задают больше всего вопросов?
как их можно охарактеризовать?

5) зачем нужно задавать вопросы? что развивает у учащихся умение за­
давать вопрос?






ЗАДАНИЕ 8. СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТРЕТА РЕБЕНКА.

С учетом того, что данное наблюдение является последним, студен­там предлагается самим определить вопросы для анализа данного наблю­дения за учеником.

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА ПО ПРАКТИКЕ

 

1. Дневник по практике «...» студентки... группы.... курса

ВПУ (колледжа) № 4

ф.и.о.

практика проходит в школе №...

2. Сведения о школе (№, адрес, телефон, директор, завуч нач. классов., тел. список учителей нач классов; особенности школы: психолог, логопед, соц педа­гог, кружки и секции, достижения школы...)

3. Список класса с годом рождения, группой здоровья и др.       

4. Цель практики и ее задачи

5. П лан работы (в виде таблицы)

/дата/тема занятия/ подпись и оценка преподавателя/

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: