В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
|
|
Приведем определение информационной культуры: Информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
Ø в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
Ø способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
Ø в умении извлекать информацию из различных источников: как периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
Ø во владении основами аналитической переработки информации;
Ø в умении работать с различной информацией;
Ø в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационные ресурсы, продукты, услуги
Обеспечение любого вида деятельности составляют финансы, материальные ресурсы, штаты и информационные ресурсы.
Если первые три вида ресурсов можно рассматривать обособленно, то информационные ресурсы тесно взаимосвязаны с каждым из них и по уровню иерархии стоят выше, так как используются при управлении остальными.
|
|
Информацию как вид ресурса можно создавать, передавать, искать, принимать, копировать (в той или иной форме), обрабатывать, разрушать. Информационные образы могут создаваться в самых разнообразных формах: в форме световых, звуковых или радиоволн, электрического тока или напряжения, магнитных полей, знаков на бумажных носителях. Важность информации как экономической категории составляет одну из главнейших характеристик постиндустриальной эпохи.
Информационный ресурс - концентрация имеющихся фактов, документов, данных и знаний, отражающих реальное изменяющееся во времени состояние общества, и используемых при подготовке кадров, и научных исследованиях и материальном производстве.
Факты - результат наблюдения за состоянием предметной области.
Документы - часть информации, определенным образом структурированная и занесенная на бумажный носитель.
Данные - вид информации, отличающийся высокой степенью форматированности в отличие от более свободных структур, характерных для речевой, текстовой и визуальной информации.
Знания - итог теоретической и практической деятельности человека, отражающий накопление предыдущего опыта и отличающийся высокой степенью структурированности.
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, программ, книг и т.д.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться таким же способом, как и любой материальный продукт, с помощью услуг.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.