Программа учебной дисциплины
«Нейропсихология»
«Neuropsychology»
Ключевые слова на РУССКОМ языке: нейропсихология, нейронаука, нарушение высших психических функций (ВПФ), локальные поражения мозга, функциональные блоки мозга, нейропсихологическая диагностика, нейропсихологический фактор, синдромный анализ.
Ключевые слова на АНГЛИЙСКОМ языке: neuropsychology, neuroscience, disorders of higher mental functions (HMF), local brain lesions, functional units of the brain, neuropsychological assessment, neuropsychological factor, syndromic analysis.
Цели учебной дисциплины
Формирование естественно-научного мировоззрения с позиции нейропсихологии как составной части психологии и современной нейронауки. Формирование знания о психике человека на основе изучения синдромов расстройств ВПФ при нарушениях в работе мозга для анализа специфического вклада различных отделов мозга в реализацию психической деятельности.
Задачи учебной дисциплины
Ознакомление студентов:
- с историей и основными современными представлениями о мозговой организации психических функций;
- с данными о нарушениях высших психических функций (ВПФ) при локальных поражениях мозга как клинической модели изучения психических функций и мозга в их взаимосвязи;
- с основными нейропсихологическими синдромами, возникающими при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
- с методологией нейропсихологического синдромного подхода и методиками нейропсихологического исследования, с задачами нейропсихологической диагностики в её соотношении с другими видами психодиагностики;
- с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.
Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке
Программа предполагает овладение знанием о нейропсихологическом подходе к изучению связи между поведением и работой мозга, понятийным языком нейропсихологии, представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития, методологией нейропсихологического описания нарушений ВПФ. Программа построена в парадигме культурно-исторического подхода к изучению психики и основана на концепции системной динамической локализации высших психических функций, что позволяет интегрировать представления о мозговой организации психических функций, о специфике их нарушений при поражении различных отделов мозга и открывает возможности для проведения междисциплинарных исследований.
I. Место дисциплины в учебном плане
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 академических часов в соответствии с учебным планом в 5 семестре.
Название дисциплины | Трудоемкость в зачетных единицах | Распреде-ление по семестрам | Объем учебной нагрузки а ак.часах, 1 а.ч.=45 м. | ||||||
Общая трудоемкость |
В том числе ауд.часов | Самостоятельная работа студентов | |||||||
Экзамен | Зачет | Общая ауд. нагрузка | Лекций | Лабораторных занятий | Семинаров | ||||
Нейропсихология | 4 | 5 | 144 | 72 | 36 | 36 | 72 |
II. Структура и содержание лекционных занятий
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Название лекций | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |
Тема 1. Введение в теорию нейропсихологии. | |||
1. | Лекция 1.Предмет, задачи и методы нейропсихологии. История развития представлений о локализации психических функций в мозге. | Опрос и дискуссия на семинаре | |
2. | Лекция 2.Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции. Теоретические и экспериментальные основания луриевского подхода к проблеме локализации. | ||
3. | Лекция 3.Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ. | ||
Тема 2. Основные принципы структурно-функциональной организации мозга. | |||
4. | Лекция 4. Анатомические принципы организации мозга. | Опрос и дискуссия, доклады на семинаре | |
5. | Лекция 5. Концепция трех функциональных блоков мозга. | ||
6. | Лекция 6. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. | ||
Тема 3. Нейропсихологический анализ нарушений ВПФ при церебральной патологии | |||
7. | Лекция 7. Нарушения зрительного гнозиса (зрительные агнозии). | Опрос и дискуссия, доклады на семинаре. | |
8. | Лекция 8. Нарушения тактильного и кинестетического гнозиса (тактильные агнозии и соматоагнозии). | ||
9. | Лекция 9. Нарушения акустического гнозиса. Расстройства неречевого слуха (слуховые агнозии). Роль левого и правого полушарий в слухоречевом гнозисе. | ||
10. | Лекция 10. Нарушение произвольных движений и действий. Проблема апраксий. Уровневая организация построения движений Н.А.Бернштейна. | ||
11. | Лекция 11. Нарушения речи. Афазии. | ||
12. | Лекция 12. Нарушения речи. Расстройства письменной речи. Алексии. Аграфии. | Тестирование по лекциям 1 - 9 | |
13. | Лекция 13. Нарушения памяти и внимания. | ||
14. | Лекция 14. Мышление как ВПФ и его мозговая организация. | ||
15. | Лекция 15. Мозговая организация программирования, контроля и регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом | ||
Тема 4. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при церебральной патологии | |||
16. | Лекция 16. Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы. | Опрос и дискуссия, доклады на семинаре. | |
17. | Лекция 17. Нейропсихологический анализ нарушений сознания. | ||
Тема 5. Принципы и процедура синдромного анализа. | |||
18. | Лекция 18.Основные нейропсихологические синдромы. | Коллоквиум по прочитанной монографии. Тестирование по лекциям 10-17 Итоговый экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Темы и планы лекционных занятий
ТЕМА 1. Введение в теорию нейропсихологии.
Лекция 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. История развития представлений о локализации психических функций в мозге.
Нейропсихология - область психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания при различных по генезу поражениях головного мозга. А.Р.Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии. «Источники» нейропсихологии: общая психология, нейроанатомия, нейрофизиология, неврология и нейропсихиатрия, нейрохирургия. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, позднего возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление и др. Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
Задачи нейропсихологии в теоретическом плане - дальнейшая разработка системного подхода к описанию синдромов нарушений ВПФ при церебральных заболеваниях. В экспериментальном плане - исследования по проблеме локализации высших психических функций (ВПФ) с учетом инноваций в психогенетике и появления новых технологий визуализации мозга «in vivo» (CT, MRT, fMRT, PET). В практическом отношении - задачи топической и функциональной диагностики для выявления нарушенных ВПФ (описания структуры дефекта), для мониторинга динамики расстройств ВПФ в процессе лечебных воздействий и реабилитации когнитивного, эмоционального и личностного статуса пациентов.
Основные направления в подходе к вопросу о локализации ВПФ: узкий локализацианизм (Ф.Галль, П.Брока, К.Вернике, К.Клейст) эквипотенциализм (П.Флуранс, А.Галлер, К.Лешли, эклектическое направление (Г.Хэд, К.Гольдштейн, К.Монаков, К.Поппер). Роль Брока, Вернике, Джексона, Вильбрандта, Пика, Липпмана, Хеншена, Шарко и др. в развитии нейропсихологии. Основные положения, значение фактов и выводов для современного уровня развития психологии и наук о мозге (дифференцированная роль мозговых структур, работа мозга как целого, деление психических функций на элементарные и сложные, гипотезы об иерархии уровней организации мозга и психики и т.д.).
Описание психических функций в основных психологических концепциях, сопоставление с данными нейропсихологических исследований.
Лекция 2. Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.
И.М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении (произвольная регуляция поведения). Работы И.П. Павлова о роли лобных долей мозга, А.А. Ухтомского о динамической локализации функций.
Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.
Выводы И.Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.
Особое значение теории П.К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н.А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение двигательной задачи.
Теоретические и экспериментальные основания концепции А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.Принцип системности в описании психических функций и их нарушений при поражениях мозга.Психическая функция как функциональная система. Понятие мозговой функциональной системы. Принцип динамической локализации - изменение структурной организации ВПФ и обеспечивающих их мозговых отделов в процессе развития и компенсации.
Лекция 3.Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.
Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.
Распределенная локализация отдельных звеньев психических функций в мозге. Системная взаимосвязь между различными ВПФ на основе общих нейропсихологических факторов.
Нейропсихологический фактор как понятие, отражающее принцип (условие) работы различных структурно-функциональных единиц мозга. Психологический, нейрофизиологический и топический аспекты в определении нейропсихологического фактора. Соотношение понятий «симптом», «синдром» и «фактор» в нейропсихологии. Нейропсихологическая квалификация симптома как анализ психологической картины наблюдаемого нарушения, направленный на выявление фактора, связанного данным участком мозга, и её значение для диагностики и реабилитации.
Диагностико-реабилитационный путь развития нейропсихологии. Представления о функциональном диагнозе, структуре дефекта, возникающего при органических поражениях мозга. Значение функционального диагноза для построения реабилитационных процедур. Понятия комплекса синдромов и распределенной локализации поражений мозга при системных неврологических заболеваниях (эпилепсия, рассеянный склероз, сосудистые поражения и др.) и множественных поражениях мозга (ЧМТ, заболевания позднего возраста и др.). Роль нейропсихолога в комплексных междисциплинарных бригадах, обеспечивающих лечение и реабилитацию больных.
Роль современных методов объективного обследования (нейровизуализация, ЭЭГ, и др.) в уточнении мозговой организации и структуры психических функций. Возможности сопоставления данных различных нейронаук для развития нейропсихологии.
Использование нейропсихологических представлений о структурно-функциональной организации мозга для анализа состояния и характера изменения когнитивных функций при различных заболеваниях.
Вклад в развитие нейропсихологии Ленинградской научной школы (Н.Н. Трауготт, Н.П. Бехтерева, В.Л. Деглин, Н.М. Тонконогий, Л.И.Вассерман, Я.А.Меерсон, и др.).