Лекция 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. История развития представлений о локализации психических функций в мозге

Программа учебной дисциплины

«Нейропсихология»

«Neuropsychology»

 

 

Ключевые слова на РУССКОМ языке: нейропсихология, нейронаука, нарушение высших психических функций (ВПФ), локальные поражения мозга, функциональные блоки мозга, нейропсихологическая диагностика, нейропсихологический фактор, синдромный анализ.

 

Ключевые слова на АНГЛИЙСКОМ языке: neuropsychology, neuroscience, disorders of higher mental functions (HMF), local brain lesions, functional units of the brain, neuropsychological assessment, neuropsychological factor, syndromic analysis.

 

Цели учебной дисциплины

Формирование естественно-научного мировоззрения с позиции нейропсихологии как составной части психологии и современной нейронауки. Формирование знания о психике человека на основе изучения синдромов расстройств ВПФ при нарушениях в работе мозга для анализа специфического вклада различных отделов мозга в реализацию психической деятельности.

 

Задачи учебной дисциплины

Ознакомление студентов:

- с историей и основными современными представлениями о мозговой организации психических функций;

- с данными о нарушениях высших психических функций (ВПФ) при локальных            поражениях мозга как клинической модели изучения психических функций и мозга в их взаимосвязи;

- с основными нейропсихологическими синдромами, возникающими при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;

- с методологией нейропсихологического синдромного подхода и методиками нейропсихологического исследования, с задачами нейропсихологической диагностики в её соотношении с другими видами психодиагностики;

- с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.

 

Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке

     Программа предполагает овладение знанием о нейропсихологическом подходе к изучению связи между поведением и работой мозга, понятийным языком нейропсихологии, представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития, методологией нейропсихологического описания нарушений ВПФ. Программа построена в парадигме культурно-исторического подхода к изучению психики и основана на концепции системной динамической локализации высших психических функций, что позволяет интегрировать представления о мозговой организации психических функций, о специфике их нарушений при поражении различных отделов мозга и открывает возможности для проведения междисциплинарных исследований.

 

I. Место дисциплины в учебном плане

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 академических часов в соответствии с учебным планом в 5 семестре.

 

Название дисциплины

Трудоемкость в зачетных единицах

Распреде-ление по семестрам

Объем учебной нагрузки а ак.часах,

1 а.ч.=45 м.

Общая трудоемкость

 

В том числе ауд.часов

Самостоятельная работа студентов

Экзамен Зачет Общая ауд. нагрузка Лекций Лабораторных занятий Семинаров
Нейропсихология 4 5   144 72 36   36 72

II. Структура и содержание лекционных занятий

ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

п/п

Название лекций

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Тема 1.

Введение в теорию нейропсихологии.

 
1. Лекция 1.Предмет, задачи и методы нейропсихологии. История развития представлений о локализации психических функций в мозге. Опрос и дискуссия на семинаре
2. Лекция 2.Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции. Теоретические и экспериментальные основания луриевского подхода к проблеме локализации.    
3. Лекция 3.Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.    

Тема 2.

Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.

 
4. Лекция 4. Анатомические принципы организации мозга. Опрос и дискуссия, доклады на семинаре  
5. Лекция 5. Концепция трех функциональных блоков мозга.    
6. Лекция 6. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.    

Тема 3.

Нейропсихологический анализ нарушений ВПФ при церебральной патологии

 
7. Лекция 7. Нарушения зрительного гнозиса (зрительные агнозии). Опрос и дискуссия, доклады на семинаре.  
8. Лекция 8. Нарушения тактильного и кинестетического гнозиса (тактильные агнозии и соматоагнозии).    
9. Лекция 9. Нарушения акустического гнозиса. Расстройства неречевого слуха (слуховые агнозии). Роль левого и правого полушарий в слухоречевом гнозисе.    
10. Лекция 10. Нарушение произвольных движений и действий. Проблема апраксий. Уровневая организация построения движений Н.А.Бернштейна.    
11. Лекция 11. Нарушения речи. Афазии.    
12. Лекция 12. Нарушения речи. Расстройства письменной речи. Алексии. Аграфии. Тестирование по лекциям 1 - 9  
13. Лекция 13. Нарушения памяти и внимания.    
14. Лекция 14. Мышление как ВПФ и его мозговая организация.    
15. Лекция 15. Мозговая организация программирования, контроля и регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом    

Тема 4.

Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при церебральной патологии

 
16. Лекция 16. Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы. Опрос и дискуссия, доклады на семинаре.  
17. Лекция 17. Нейропсихологический анализ нарушений сознания.    

Тема 5.

Принципы и процедура синдромного анализа.

 
18. Лекция 18.Основные нейропсихологические синдромы. Коллоквиум по прочитанной монографии. Тестирование по лекциям 10-17 Итоговый экзамен         

СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Темы и планы лекционных занятий

ТЕМА 1. Введение в теорию нейропсихологии.

Лекция 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. История развития представлений о локализации психических функций в мозге.

Нейропсихология - область психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания при различных по генезу поражениях головного мозга. А.Р.Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии. «Источники» нейропсихологии: общая психология, нейроанатомия, нейрофизиология, неврология и нейропсихиатрия, нейрохирургия. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, позднего возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление и др. Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.

Задачи нейропсихологии в теоретическом плане - дальнейшая разработка системного подхода к описанию синдромов нарушений ВПФ при церебральных заболеваниях. В экспериментальном плане - исследования по проблеме локализации высших психических функций (ВПФ) с учетом инноваций в психогенетике и появления новых технологий визуализации мозга «in vivo» (CT, MRT, fMRT, PET). В практическом отношении - задачи топической и функциональной диагностики для выявления нарушенных ВПФ (описания структуры дефекта), для мониторинга динамики расстройств ВПФ в процессе лечебных воздействий и реабилитации когнитивного, эмоционального и личностного статуса пациентов.

Основные направления в подходе к вопросу о локализации ВПФ: узкий локализацианизм (Ф.Галль, П.Брока, К.Вернике, К.Клейст) эквипотенциализм (П.Флуранс, А.Галлер, К.Лешли, эклектическое направление (Г.Хэд, К.Гольдштейн, К.Монаков, К.Поппер). Роль Брока, Вернике, Джексона, Вильбрандта, Пика, Липпмана, Хеншена, Шарко и др. в развитии нейропсихологии. Основные положения, значение фактов и выводов для современного уровня развития психологии и наук о мозге (дифференцированная роль мозговых структур, работа мозга как целого, деление психических функций на элементарные и сложные, гипотезы об иерархии уровней организации мозга и психики и т.д.).

 Описание психических функций в основных психологических концепциях, сопоставление с данными нейропсихологических исследований.

Лекция 2. Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.

И.М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении (произвольная регуляция поведения). Работы И.П. Павлова о роли лобных долей мозга, А.А. Ухтомского о динамической локализации функций.

Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.   

Выводы И.Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.

Особое значение теории П.К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н.А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение двигательной задачи.

Теоретические и экспериментальные основания концепции А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.Принцип системности в описании психических функций и их нарушений при поражениях мозга.Психическая функция как функциональная система. Понятие мозговой функциональной системы. Принцип динамической локализации - изменение структурной организации ВПФ и обеспечивающих их мозговых отделов в процессе развития и компенсации.

    Лекция 3.Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.

Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.   

Распределенная локализация отдельных звеньев психических функций в мозге. Системная взаимосвязь между различными ВПФ на основе общих нейропсихологических факторов.

Нейропсихологический фактор как понятие, отражающее принцип (условие) работы различных структурно-функциональных единиц мозга. Психологический, нейрофизиологический и топический аспекты в определении нейропсихологического фактора. Соотношение понятий «симптом», «синдром» и «фактор» в нейропсихологии. Нейропсихологическая квалификация симптома как анализ психологической картины наблюдаемого нарушения, направленный на выявление фактора, связанного данным участком мозга, и её значение для диагностики и реабилитации.

Диагностико-реабилитационный путь развития нейропсихологии. Представления о функциональном диагнозе, структуре дефекта, возникающего при органических поражениях мозга. Значение функционального диагноза для построения реабилитационных процедур. Понятия комплекса синдромов и распределенной локализации поражений мозга при системных неврологических заболеваниях (эпилепсия, рассеянный склероз, сосудистые поражения и др.) и множественных поражениях мозга (ЧМТ, заболевания позднего возраста и др.). Роль нейропсихолога в комплексных междисциплинарных бригадах, обеспечивающих лечение и реабилитацию больных.

Роль современных методов объективного обследования (нейровизуализация, ЭЭГ, и др.) в уточнении мозговой организации и структуры психических функций. Возможности сопоставления данных различных нейронаук для развития нейропсихологии.

Использование нейропсихологических представлений о структурно-функциональной организации мозга для анализа состояния и характера изменения когнитивных функций при различных заболеваниях.

 Вклад в развитие нейропсихологии Ленинградской научной школы (Н.Н. Трауготт, Н.П. Бехтерева, В.Л. Деглин, Н.М. Тонконогий, Л.И.Вассерман, Я.А.Меерсон, и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: