Правообразование — это социальный процесс, который включает возникновение потребностей общества в урегулировании определенных отношений и актов поведения, их осознание, формулировку и юридическое оформление в виде правовых норм.
Правотворчество — это организационно оформленная деятельность уполномоченных субъектов по принятию, изменению и отмене правовых норм, осуществляемая всоответствии с общественными потребностями в нормативно-правовом регулировании.
Правотворчество выступает как официальная составляющая правообразования, самостоятельная и завершающая его стадия. Правообразование осуществляется не только государством, но и обществом: в правосознании, правоотношениях, правомерном поведении, правовых теориях, правовой практике, индивидуальных и коллективных договорах. Они исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах, нормативно-правовых договорах, правовых прецедентах, правовых обычаях.
|
|
Функции правотворчества: 1) первичного регулирования новых общественных отношений, которая осуществляется путем издания новых по содержанию норм права; 2) обновления нормативно-правового материала, которая предусматривает изменение или отмену тех норм, которые устарели и не отвечают потребностям общественного развития; 3) ликвидации пробелов в позитивном праве, то есть частичного или полного устранения пропусков в правовом регулировании общественных отношений путем формулировки тех правил поведения, которых недостает; 4) систематизации нормативно-правового материала, которая заключается в упорядочении, объединении и дополнении нормативно-правовых актов, создании единого, удобного для пользования, построенного на научных принципах нормативно-правового кодифицированного акта.
Виды правотворчества
Сложность категории правотворчества обуславливает многообразие критериев его классификации.
По способам правотворчества различают: 1) утверждение нормативно-правовых актов и договоров референдумом; 2) принятие или издание нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. В современных государствах этот вид правотворчества является основным; 3) создание юридических прецедентов судебными и административными органами государства; 4) заключение нормативно-правовых договоров компетентными государственными органами (или, с разрешения государства, иными субъектами, в частности, трудовыми коллективами); 5) официальное признание государством обычая.
В зависимости от форм создаваемого права различают: 1) законотворчество; 2) подзаконное правотворчество; 3) прецедентное правотворчество; 4) договорное правотворчество.
|
|
В зависимости от субъекта правотворчества различают: 1) непосредственное правотворчество народа (референдум); 2) правотворчество высшего представительного органа (парламента) государства; 3) правотворчество органов и должностных лиц исполнительной власти; 4) правотворчество главы государства; 5) судебное правотворчество; 6) правотворчество органов местного самоуправления.
Законодательный процесс и его стадии
Процесс создания, изменения и отмены законов называют законодательным процессом. В национальной правовой системе он состоит из следующих стадий:
1) законодательная инициатива — внесение в законодательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе;
2) разработка законопроекта. Она может быть поручена парламентским комитетам и комиссиям, министерствам, коллективам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии законодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмотрение парламента вносится готовый законопроект;
3) обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотрению законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс называют первым и вторым чтением законопроекта);
4) принятие закона (обычно в результате третьего чтения). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение простого большинства членов парламента (т.е. 50 % +1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство);
5) подписание закона главой государства. На эту стадию отводится строго определенный срок (например, в Казахстане — 15 дней). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето);
6) обнародование закона. Эта стадия имеет важное значение. Неопубликованные и, таким образом, не доведенные до сведения людей законы не применяются;
7) вступление закона в силу. По общему правилу, закон вступает в силу в течение определенного срока (в Казахстане — через десять дней после публикации), если иное не указано самим законом.