ДИАЛОГ ИСКУССТВ
1. КНЯЗЬ ИГОРЬ — опера А. Бородина в 4действиях с прологом. Либретто написано по мотивам древнего сказания «Слово о полку Игореве»; Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887),российский композитор, учёный — химик и медик. Основоположник русского эпического симфонизма.
https://youtu.be/Sw1weml0-r0 звучит музыка из оперы «Князи Игорь»
А.П.Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…».
– В чем заключается главное сходство в финале? (Прославление Игоря, князей, несмотря на поражение в битве с половцами).
– В чем заключается идея «Слова…»? Сохранена ли она в опере? (В «Слове…» к объединению русских князей призывает Святослав, а в опере эта мысль прослеживается в арии Игоря и финале). Обращение к картине В.М.Васнецова «Богатыри»: Русская земля – основной художественный образ «Слова…» и картины. Вера в победу и добро, в силу Русской земли сильна и в творчестве неизвестного автора «Слова…», и художника В.М.Васнецова, и композитора А. Бородина.
|
|
Картина «Богатыри» В.М. Васнецова
2. С и м ф о н и я - монументальный музыкальный жанр, в котором драматургия охватывает значительное музыкальное пространство.
Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром, поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем. Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический рисунок.
Среди композиторов-симфонистов, чьё творчество связано с расцветом этого жанра, особенно велико значение Моцарта. Его перу принадлежит сорок одна симфония.
Симфония № 41 «Юпитер» Слушаем фрагмент:
https://youtu.be/E6yCpslrf8A Mozart - Symphony No 41 - "Jupiter (Юпитер)
Моцарт много сделал для того, чтобы превратить симфонию
в ведущий жанр концертной музыки. Симфония № 41 – его последнее произведение в этой сфере, но не менее яркое, чем остальные его творения.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист
Прежде всего симфония - не только крупная, но многочастная форма, открывающая возможность для значительного образного и тематического развития. Её классическая структура, предполагающая четырёхчастность, уже сама по себе даёт возможность ввести всевозможные противопоставления, контрасты, столкновения.
|
|
Ещё одним свойством симфонии является присущая ей динамичность. Не только смена частей, почти всегда разнохарактерных, но и смена тем внутри каждой части, развитие этих тем, нередко бурное и драматическое,- таковы особенности жанра симфонии с его изначальной установкой на движение, развёртывание во времени.
Особый динамизм жанру симфонии придаёт использование в первых и часто в четвертых частях сонатной формы. Динамизм этой формы заключается в интенсивном развитии различных тем.
Начальная тема называется главной, за ней следует побочная (иногда - связующая). Как правило, главная и побочная партии различны по характеру и звучат в разных тональностях. Обе темы составляют основу первого раздела сонатной формы - экспозиции. Затем они подвергаются многообразному развитию в среднем разделе - разработке. Наконец, в третьем разделе – репризе – они возвращаются и звучат в основной тональности.
Сонатная форма, как правило, отличается очень быстрым темпом: не случайно её часто называют сонатным allegro (быстро).
Домашнее задание:
Ваши ответы - письменно в тетрадь-
1. Почему симфония является одним из самых ярких в драматургическом отношении жанров?
2. Почему крупномасштабный жанр симфонии связан с частым использованием сонатной формы?
3.Просмотреть и запомнить схему 4-х частей сонатно-симфонического цикла (вырезать, приклеить в тетрадь. Это нужно для 8го класса!)
Ответы (фото) присылать по почте: suhova.nataly123@gmail.comпо телефону Whats App на номер: +79174882677; через электронный журнал.
Наталия Анатольевна, ваша учитель музыки. Будьте здоровы! До встречи в школе!