Первое условие – светлотный диапазон ахроматических тонов

В композиции могут участвовать два крайних цвета (белый и черный) и какой-нибудь

серый, например средний серый; тогда мы имеем полный светлотный диапазон тонов

ахроматического ряда. В композиции, однако, может быть использована только часть

ахроматических тонов, например, от белого до среднего серого тона и от среднего серого до черного; тогда уже речь идет соответственно о светло-сером и темно-сером светлотных

диапазонах. Наконец, в ряде композиций целесообразно использовать только серые тона,

исключая белый и черный. В этом случае мы имеем светлотный диапазон, простирающийся от светло-серых до темно-серых тонов; он носит название средне-серого.

В зависимости от избранного светлотного диапазона меняется общее тональное состояние

композиции и, что очень существенно, ее эмоциональное воздействие.

Трехтоновые композиции полного светлотного диапазона отличаются большой

контрастностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны, причем степень динамичности светлотных контрастов особенно значительна при условии, когда серый цвет сдвинут в сторону белого цвета или черного.

Правда, активное звучание светлотного контраста при использовании полного диапазона

тонов до некоторой степени затрудняет применение последнего в хроматических композициях (дело в том, что цвет в этом случае отступает на второй план). В то же время композиции с полным светлотным диапазоном хорошо воспринимаются на значительном расстоянии, не случайно они широко используются при оформлении общественного интерьера.

Композиции светло-серого диапазона, где в качестве темного выступает серый средний

тон, характеризуются легкостью, мягкостью, воздушностью, они более лиричны, интимны и нежны по своему тональному состоянию. В них отсутствуют сильные светлотные

противопоставления и контрасты, отсюда большая обобщенность, цельность тонального

состояния, более спокойное эмоциональное звучание.

Композиции средне-серого диапазона по сравнению со всеми другими наиболее

нейтральны: они спокойны, сдержанны, лишены динамической напряженности тональных

отношений и, пожалуй, полнее всего реализуют идею статики. Более того, сами по себе

композиции средне-серого диапазона даже маловыразительны. Вместе с тем их тональное

состояние открывает богатые возможности для взаимодействия цветовых тонов в

хроматических композициях.

Композиции темно-серого диапазона (самый светлый – средний серый или близкий к

нему, самый темный – черный тон) характеризуются в целом затемненностью, известной

сумрачностью, суровостью. Светлотные контрасты сдержанны. В силу этого композиции

темно-серого диапазона способны вызывать чувство грусти, в них ощущается настроение

драматизма и трагедийности.

Итак, правильный выбор светлотного диапазона в соответствии с поставленной

творческой задачей – важное условие построения трехтоновых ахроматических композиций. в качестве главной цели оно преследует создание определенного светлотно-тонального состояния композиции.

Второе условие – взаимодействие светлотных тонов (или светлотный контраст тонов).

Указанное взаимодействие реализуется в любом диапазоне (полном, светло-сером, темно-

сером и средне-сером). Решающее значение здесь имеет отношение серого тона к белому и черному (при полном диапазоне) или серого к самому светлому и самому темному (при других диапазонах).

Известно, что условием любого изображения на плоскости является заметность пятен и

форм, которая, прежде всего, зависит от их относительной светлоты и уже затем от площади, ими занимаемой, а также от резкости и жесткости контурных очертаний. Поэтому выразительность ахроматических композиций определяется, главным образом, выступанием светлых пятен и отступанием темных по отношению одного к другому и к фону, причем последним в большинстве случаев является серый цвет. Именно пятна

и образуют в первую очередь рисунок формы элемента.

Если один из элементов (черный или белый) играет

обычно главную роль в композиции, то другие, наоборот, лишь поддерживают, дополняют и развивают основную.

Итак, взаимодействие светлотных тонов в композиции может быть для каждого диапазона реализовано в трех вариантах.

1. Серый промежуточный цвет является средним по отношению к самому светлому и самому темному, одинаково контрастирует с ними обоими и психологически равно отстоит от них. Это обстоятельство создает благоприятные условия для одинаковой читаемости светлого и темного тонов (при одинаковой площади, ими занимаемой). Достигаемый светлотный контраст (равноступенный), как уже говорилось, утверждает принципы статики.

2. Серый промежуточный цвет сдвинут в сторону темного и вместе с последним заставляет сильнее звучать элементы, образованные светлым цветом (неравноступенный динамический контраст). Сближение серого с темным повышает заметность светлых пятен. Иногда площади самых светлых пятен берутся очень небольшими; в этом случае они будут выступать еще сильнее, создавая эффект свечения.

3. Серый промежуточный цвет сдвинут в сторону светлого, что заставляет сильнее звучать

композицию, образованную темным (тоже неравноступенный динамический контраст).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: