В композиции могут участвовать два крайних цвета (белый и черный) и какой-нибудь
серый, например средний серый; тогда мы имеем полный светлотный диапазон тонов
ахроматического ряда. В композиции, однако, может быть использована только часть
ахроматических тонов, например, от белого до среднего серого тона и от среднего серого до черного; тогда уже речь идет соответственно о светло-сером и темно-сером светлотных
диапазонах. Наконец, в ряде композиций целесообразно использовать только серые тона,
исключая белый и черный. В этом случае мы имеем светлотный диапазон, простирающийся от светло-серых до темно-серых тонов; он носит название средне-серого.
В зависимости от избранного светлотного диапазона меняется общее тональное состояние
композиции и, что очень существенно, ее эмоциональное воздействие.
Трехтоновые композиции полного светлотного диапазона отличаются большой
контрастностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны, причем степень динамичности светлотных контрастов особенно значительна при условии, когда серый цвет сдвинут в сторону белого цвета или черного.
Правда, активное звучание светлотного контраста при использовании полного диапазона
тонов до некоторой степени затрудняет применение последнего в хроматических композициях (дело в том, что цвет в этом случае отступает на второй план). В то же время композиции с полным светлотным диапазоном хорошо воспринимаются на значительном расстоянии, не случайно они широко используются при оформлении общественного интерьера.
Композиции светло-серого диапазона, где в качестве темного выступает серый средний
тон, характеризуются легкостью, мягкостью, воздушностью, они более лиричны, интимны и нежны по своему тональному состоянию. В них отсутствуют сильные светлотные
противопоставления и контрасты, отсюда большая обобщенность, цельность тонального
состояния, более спокойное эмоциональное звучание.
Композиции средне-серого диапазона по сравнению со всеми другими наиболее
нейтральны: они спокойны, сдержанны, лишены динамической напряженности тональных
отношений и, пожалуй, полнее всего реализуют идею статики. Более того, сами по себе
композиции средне-серого диапазона даже маловыразительны. Вместе с тем их тональное
состояние открывает богатые возможности для взаимодействия цветовых тонов в
хроматических композициях.
Композиции темно-серого диапазона (самый светлый – средний серый или близкий к
нему, самый темный – черный тон) характеризуются в целом затемненностью, известной
сумрачностью, суровостью. Светлотные контрасты сдержанны. В силу этого композиции
темно-серого диапазона способны вызывать чувство грусти, в них ощущается настроение
драматизма и трагедийности.
Итак, правильный выбор светлотного диапазона в соответствии с поставленной
творческой задачей – важное условие построения трехтоновых ахроматических композиций. в качестве главной цели оно преследует создание определенного светлотно-тонального состояния композиции.
Второе условие – взаимодействие светлотных тонов (или светлотный контраст тонов).
Указанное взаимодействие реализуется в любом диапазоне (полном, светло-сером, темно-
сером и средне-сером). Решающее значение здесь имеет отношение серого тона к белому и черному (при полном диапазоне) или серого к самому светлому и самому темному (при других диапазонах).
Известно, что условием любого изображения на плоскости является заметность пятен и
форм, которая, прежде всего, зависит от их относительной светлоты и уже затем от площади, ими занимаемой, а также от резкости и жесткости контурных очертаний. Поэтому выразительность ахроматических композиций определяется, главным образом, выступанием светлых пятен и отступанием темных по отношению одного к другому и к фону, причем последним в большинстве случаев является серый цвет. Именно пятна
и образуют в первую очередь рисунок формы элемента.
Если один из элементов (черный или белый) играет
обычно главную роль в композиции, то другие, наоборот, лишь поддерживают, дополняют и развивают основную.
Итак, взаимодействие светлотных тонов в композиции может быть для каждого диапазона реализовано в трех вариантах.
1. Серый промежуточный цвет является средним по отношению к самому светлому и самому темному, одинаково контрастирует с ними обоими и психологически равно отстоит от них. Это обстоятельство создает благоприятные условия для одинаковой читаемости светлого и темного тонов (при одинаковой площади, ими занимаемой). Достигаемый светлотный контраст (равноступенный), как уже говорилось, утверждает принципы статики.
2. Серый промежуточный цвет сдвинут в сторону темного и вместе с последним заставляет сильнее звучать элементы, образованные светлым цветом (неравноступенный динамический контраст). Сближение серого с темным повышает заметность светлых пятен. Иногда площади самых светлых пятен берутся очень небольшими; в этом случае они будут выступать еще сильнее, создавая эффект свечения.
3. Серый промежуточный цвет сдвинут в сторону светлого, что заставляет сильнее звучать
композицию, образованную темным (тоже неравноступенный динамический контраст).