Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования

 

В современной экономической системе рыночного типа механизма координации представляет собой единство: а) рыночного саморегулирования; б) экономического самоуправления и в) государственного регулирования. «Невидимая рука» рынка дополняется открытым управлением со стороны ассоциаций, монополий, государства. Рыночный механизм по своей природе нуждается во внешней коррекции. Ориентация только на рыночную координацию грозит деформацией национальной экономической системы. Необходимость государственного присутствия, таким образом, вытекает из специфики процессов национального воспроизводства. Возможность государственного регулирования объясняется наличием у государства стратегических ресурсов, экономического потенциала (госсектора).

В качестве классических функций государства в экономике выделяются: а) законодательное обеспечение рыночных отношений; б) производство общественных благ; в) организацию денежного обращения; г) организацию таможни, контроль за внешней экономической деятельность; д) государственное предпринимательство, организацию производства товаров особого рода (оружейные заводы, алкоголь и табак, золотодобыча и т.п.). В современных условиях у государства возникли новые функции: разработка общенациональной стратегии развития; стабилизация и экономический рост, поддержание рыночного механизма, социальное выравнивание, охрана окружающей среды, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.     

Выделяются два противоположных типа воздействия государства на социально-экономические процессы: экономические и административные. Экономические методы государственного регулирования предполагают формирование соответствующей заинтересованности хозяйствующего субъекта в осуществлении определенных действий. Вместе с тем право принимать те или иные решения остается за самим хозяйствующим субъектом. Косвенные экономические методы направлены на формирование общих предпосылок для соответствующего вида хозяйственной деятельности, для выбора конкретного варианта решения. Они не нарушают рыночной ситуации, не носят запретительного характера. Например, государство может развивать рыночную инфраструктуру, совершенствовать денежное обращение, активно обустраивать приграничную инфраструктуру и т.п. Однако такие действия государства не обязывают предприятие или домашнее хозяйство принимать конкретные решения.

Прямые экономические методы предполагают стимулирование деловой активности, прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта. Например, для воздействия на поведение хозяйствующего субъекта в денежно-кредитной сфере используются процентные ставки, изменяются нормативы формирования банками обязательных резервов, порядок проведения операций на финансовом и валютном рынках и т.д.

Таким образом, экономические методы государственного регулирования национального производства адекватны природе рыночных отношений.

Административные методы – это, прежде всего, команда, приказ или распоряжение, направленные по адресу конкретного предприятия. Административные (распорядительные) методы проявляются, когда правительство, например, замораживает национальный уровень заработной платы и цен, жестко фиксирует обменный курс национальной денежной единицы. Такие административные методы используются при регулировании деятельности естественных монополий, введении лицензирования хозяйственной деятельности или квотирования, организации прямого государственного контроля за качеством товаров (их сертификация, регистрация и т.д.). Административные (правовые) регуляторы формально не выглядят столь жесткими. В таких случаях закон лишь задает хозяйствующему субъекту возможную линию экономического поведения. Закон устанавливает лишь обязательные нормы экономического поведения в конкретных условиях.     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: