«Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции.»[3]
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под влиянием следующих факторов: изменение объема реализации, изменение структуры реализации, изменение отпускных цен на продукцию (услуги), изменение уровня затрат (материальных и трудовых).
Проведем анализ влияния нескольких факторов:
Факторный анализ прибыли
1) Рассмотрим влияние ценового фактора на объем доходов от реализации услуг. (Таблица 13)
Влияние изменения отпускных цен определим как разность между выручкой от реализации в фактически действующих ценах и ценах прошлого периода.
Данные анализа показывают, что в сопоставимых ценах темпы роста объема реализации продукции по товарным группам ниже, чем показатели действующих, что свидетельствует о снижении объемов реализации услуг, и повышении цен на услуги.
|
|
В данном случае следует сделать вывод о том, что в 2008 году повышению объема реализации услуг больше способствовало повышение цен на услуги, и снижение количества предлагаемых услуг.
2) Изменение объема реализации товарной продукции (услуг) за счет структурных сдвигов в составе услуг;
Для расчета влияния данного фактора величина прибыли за базисный период (в данном случае 2007 г) корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах (Таблица 14):
Таблица 14.
Анализ прибыли по факторам
Показатели | По базисному году (2007) | По базисному году на фактически реализованную продукцию | Фактические данные за 2008 |
1.Выручка от реализации услуг | 50826 | 54906 | 62768 |
2. Себестоимость реализованных услуг | 48662 | 52555 | 59413 |
3. Прибыль от реализации | 2164 | 2351 | 3355 |
2164﴾ 54906 - 52555 ﴿ = 21,64
50826 – 48662
Результат расчета показал, что в результате изменения структурного объема показателей по реализации продукции, объем реализации вырос на 21,64 тыс.руб.
Таким образом, результаты факторного анализа показали, что объем реализации возрос в результате увеличения цен на услуги.
Немаловажным показателем в деятельности организации является прибыль в расчете на одного занятого.
|
|
Анализ данного показателя выполним в три позиции:прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли (Таблица 15), представим полученные результаты графически (рисунок 15)
Таблица 15.
Анализ прибыли (убытка) в расчете на одного занятого
№ п/п | Показатель | 2007 г, тыс.руб. | 2008 г, тыс.руб. | отклонение 2008 от 2007 | Темп роста 2008 к 2007, % |
1. | Численность занятых, чел | 128 | 140 | +12 | 109,4 |
2. | Прибыль от продаж, тыс.руб/чел | 16,9 | 23,96 | +7,06 | 141,8 |
3. | Прибыль до налогообложения, тыс руб./чел | 10,3 | 18,76 | +8,46 | 182,1 |
4. | Чистая прибыль, тыс.руб./чел | 3,3 | 9,91 | +6,61 | 300,3 |