Горчакова Елена Петровна
Елена Петровна Горчакова родилась 3 июня 1924 года в г. Сталино (Донецк). В 1941 году окончила Киевское хореографическое училище. С 1941 по 1967 гг. – солистка, а затем прима-балерина Донецкого театра оперы и балета. Участница боевых действий во время Великой Отечественной войны. Из-за болезни в конце 1944 года ее демобилизовали, и она вернулась в родной театр. Начиная с первого послевоенного балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» Елена Горчакова на протяжении
25 лет исполняла ведущие партии в спектаклях классического и современного репертуара, в том числе и в балетах популярного в то время украинского композитора В. Гомоляки «Черное золото», «Сорочинская ярмарка», «Оксана».
В 1951 году указом Президиума Верховного Совета УССР ей было присвоено звание заслуженной артистки республики, она награждена боевыми и трудовыми орденами и медалями. А в 1958 году стала лауреатом Первого украинского фестиваля театров и была включена в делегацию советских артистов, которые блестяще продемонстрировали свое искусство в Финляндии.
|
|
После расставания со сценой Елена Петровна еще несколько лет работала в театре как педагог-репетитор, передавая накопленный опыт молодым.
14 ноября 2006 года на 83 году жизни сердце Заслуженной артистки Украины Елены Петровны Горчаковой перестало биться.
Приложение 18
Танцоры стиля «брейк-данс» у скульптуры-фонтана «Реки Донбасса»
Приложение 19
Герб Донецкой области
Приложение 20
Изготовление оригинала пальмы было приурочено к 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Пальму планировали поставить как рекламный экспонат «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств».
Изготовили ее работники завода Алексей Мерцалов и его помощник, молотобоец Филипп Шпарин.
Кузнец Мерцалов был родом из села Кураховка и проработал на Юзовском заводе по 8 июля 1919 г. около 40 лет. Последние годы его жизни прошли в городе Анапа, где он и умер 1 августа 1931 г. Молотобоец Шкарин работал на заводе с 17-и лет (с 1895 года), в 1897 г. из учеников был переведен в кузнецы. До конца пятидесятых годов 20-го столетия работал мастером в кузнечном цеху завода.
Вес изготовленной пальмы был около 325 кг, а диаметр ее листков 2,5 метра. Вокруг ствола пальмы находится 10 листьев. Листья этой пальмы немного пружинят, хоть они и сделаны из стали и образуют вместе со стволом одно единое целое. Верхушка заканчивается венчиком. Для этой пальмы создали кадку, состоящую из четырех рельсовых стоек, а вокруг них были уложены 23 кольца, которые на тот момент символизировали возраст завода. На создание этой скульптуры Мерцалову, который работал простопо
|
|
открытке и никогда не видел настоящих пальм, понадобилось в общей сложности всего лишь три недели. Казалось бы, ничего особенного, но из инструментов мастера использовали только молот и зубило, в пальме нет ни единого сварного шва.
Пальма Мерцалова на Нижегородской выставке, 1896 г.
Произведение получило Гран-при на выставке в Нижнем Новгороде. Посетители были в восторге от изящности и реалистичности пальмы, говорили, что даже трудно поверить, что это сталь, всем хотелось ее потрогать и убедиться, что это не живое растение. Алексей Мерцалов лично присутствовал на выставке вместе с группой других рабочих завода. Харьковский журнал «Горнозаводской листок» так описывал произведение Алексея Мерцалова:
Пальма сделана из одного рельса. Её ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия — 3 м 53 см. Молот и зубило — вот единственные инструменты, которыми пользовалиськузнецы.
Другая газета того времени писала:
Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Её темные, рассечённые листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, а тонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось потрогать еёруками.
В 1900 году пальма также получила Гран-при на Парижской Международной промышленной выставке, после чего ее передали в музее Горного института в Санкт-Петербурге.
Приложение 21
Пальма Мерцалова в музее
Горного института в Санкт-Петербурге
В 1950-е годы пальму исследовали работники Горного института в Санкт-Петербурге. Эти исследования подтвердили, что она сделана из цельного рельса. До 1953 года имя создателя не было известно. Пальма участвовалаввыставкахкак
«Юзовская», под этим же именем она хранилась в Горном институте. Розысками автора занимался инженер Константин Яковлевич Захаренков. Он в 1959 году нашёл Филиппа Федотовича Шкарина, всё ещё работавшего в то время на Донецком металлургическом заводе, который узнал произведение Мерцалова. Его слова подтвердили другие рабочие: И. К. Косенко, Ф. Н. Шерудило, В. Т. Цыганкова, В. В.Полякова
Приложение 22
Сергей Каспрук в своей мастерской
Сергей Каспрук в своей мастерской
Пальма Мерцалова установлена возле
выставочного центра «Эксподонбасс»
Приложение 23
Пальма МерцаловавоЛьвове Пальма Мерцалова вХарькове
Приложение 24 Пальма Мерцалова
у мыса Тарханкут в Крыму
ЛИТЕРАТУРА: