Самыми важными для проведения физкультурных развлечений, как уже отмечалось, являются атрибуты и музыка.
Аудиоматериалами могут быть:
- марши (особенно для заданий на построение и перестроение);
- детские песенки для сопровождения игр;
- спокойная расслабляющая музыка для малоподвижных игр в конце развлечения.
Образцы всех этих видов музыкального сопровождения можно найти здесь.
Аудиосопровождение варьируется в зависимости от характера упражнений досуга:
- общеразвивающие задания иллюстрируются ритмичной плавной музыкой;
- игры — весёлой;
- соревнования — бодрой музыкой.
Это интересно. Выбор музыкального оформления обычно остаётся за музыкальным руководителем с учётом пожеланий инструктора по физкультуре и воспитателя.
Для награждения музыка должна быть торжественной
Что касается атрибутов, то традиционно это:
- мячи;
- гимнастические палки;
- скакалки;
- обручи;
- бадминтон, теннис;
- реквизит для народных игр (к примеру, городки для одноимённой игры, игрушка бильбоке, кольцеброс и пр.);
- игрушки, если сюжет развлечения предполагает наличие ведущего персонажа;
- элементы костюмов для театрализаций (например, кушаки для мальчиков и веночки для девочек в празднике, посвящённому дню Ивана Купалы);
- материалы для награждения участников соревнований (дипломы, кубки, сладкие призы и пр.).
Это интересно. С правилами игры «Городки», а также с особенностями фигур можно ознакомиться здесь.
|
|
Атрибуты должны быть тщательно продуманы для каждого задания
Другие средства наглядности
Как и на занятиях по физкультуре, при проведении досуговых мероприятий педагог использует такие наглядные приёмы, как:
- картинки для иллюстрации сюжета развлечения (например, хода народной игры, расстановки игроков по позициям в футболе и пр.);
- демонстрация (в играх и упражнениях педагог личным примером показывает порядок выполнения действий либо полностью, либо частично в целях напоминания малышам движений);
- показ, предполагающий использование видеоматериалов в сценарии (например, из истории того или иного вида спорта).
Это интересно. Поскольку в развлечениях используются только хорошо знакомые детям игры и упражнения, демонстрация в основном используется в младших группах, то есть в работе с ребятами, у которых в силу возраста больше развито предметное мышление, то есть для выполнения любых движений и манипуляций им необходимо увидеть образец.
Практические приёмы
К этой группе способов взаимодействия с детьми при проведении физкультурных досугов относятся:
- рисунки (к примеру, в подготовительной группе на занятии по рисованию после физкультурного досуга и просмотра видео об истории футбола дети зарисовывают свои впечатления);
- аппликации (в средней группе итогом проведения развлечения «Путешествие в страну сказок» для подобревшей Бабы-Яги малыши выполняют поделку «Коврик», чтобы «больной старушке» было удобно отдыхать);
- поделки (например, изготовление реквизита для игр — так, к игре «Репейники» дети старшей группы сами приклеивают на двусторонний скотч липучки к перчаткам и мячикам).
Игровые приёмы
|
|
Безусловно, основой спортивных досугов являются подвижные игры, которые содействуют развитию всех физических качеств детей: ловкости, гибкости, ориентированию в пространстве, быстроты и двигательных умений. Ниже представлены картотеки подвижных игр для:
- первой младшей группы;
- второй младшей группы;
- средней группы;
- старшей группы;
- подготовительной группы.
Словесные приёмы
Образовательная область «Физическое развитие» словесную группу способов взаимодействия относит ко вспомогательным. И всё же среди речевых приёмов при проведении досугов стоит выделить:
- объяснение (например, при проведении игры «Огуречик, огуречик» в досуге «Помоги Зайке выздороветь» в первой младшей группе разъяснение может быть таким – «Дети под слова «Огуречик, огуречик…» прыгают к ловишке в противоположный конец площадки»);
- беседу как способ обсудить с ребёнком тему видео или аудиоматериала;
- сказки (это приём используется как форма организации деятельности детей и взрослых во время развлечений);
- стихотворения, загадки (применяются для мотивации малышей в начале мероприятия и подведения итогов в конце).