Во-первых, вторжения народов на севере и на юге были
Остановлены; государства, образовавшиеся вследствие рас-
Падения монархии Карла Великого на правом берегу Рейна,
Представляли сильную преграду народам, стремившимся еще
На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
Манны: до этого времени число морских набегов, за исключе-
Нием вторжений, сделанных в Англию, было крайне незна-
Чительно. В течение ix века эти набеги становятся постоян-
Ными и всеобщими. Следовательно, вторжения с сухого пути
Стали весьма затруднительными; общество приобрело с этой
Стороны более определенные и безопасные границы. Та часть
Бродячего населения Европы, которая не могла быть оттесне-
На назад, принуждена была искать счастья на море. Как ни ве-
Лико было зло, причиненное западу набегами норманнов, но
Они были далеко не столь гибельны, как сухопутные нашест-
Вия, и несравненно менее тревожили зарождавшееся общест-
Во. На юге мы видим то же самое. Арабы водворяются в Испа-
Нии; между ними и христианами идет по-прежнему борьба, но
83
UKMzOS TLKTVS
Она уже не влечет за собою переселения народов. Шайки са-
Рацинов опустошают еще по временам берега Средиземного
Моря; но успехи ислама очевидно прекратились.
Во-вторых, в то же время внутри европейской территории
Заметно прекращение бродячей жизни; народонаселения ста-
Новятся оседлыми, поземельная собственность принимает оп-
Ределенный вид, взаимные отношения людей не изменяются
Уже, как прежде, со дня на день, под влиянием силы и случая.
Внутреннее, нравственное состояние человека также начина-
Ет изменяться, его идеи, чувства, как и сама жизнь, приобре-
Тают некоторую определенность: он привязывается к месту,
На котором живет, к отношениям, в которые вступает, к сво-
Им владениям, которые уже надеется передать своим детям, —
Привязывается к жилищу, которое он впоследствии называет
Своим замком, и к этому жалкому сборищу рабов, из которого
Со временем образуется селение. Повсюду являются малень-
Кие общества, маленькие государства, выкроенные, так ска-
Зать, по мере идей и мудрости человека того времени. В эти
Общества вводится мало-помалу связь, начало которой заклю-
Чается в варварских нравах, связь конфедеративная, не на-
Рушающая личной независимости. С одной стороны, каж-
Дое значительное лицо поселяется в своих владениях вместе
С семьею и слугами, с другой стороны, между этими собствен-
Никами-воинами, рассеянными по территории, установляется
Известная иерархия услуг и прав. Это и есть феодальная сис-
Тема, развившаяся из недр варварства. Из всех разнообраз-
Ных элементов нашей цивилизации, преобладающее влия-
Ние прежде всех, естественно, должен был получить герман-
Ский: на его стороне была сила, он покорил Европу, от него
Она должна была получить свою первоначальную форму, свое
Первое общественное устройство. Так и случилось. Феодаль-
Ная система, ее характер, роль, которую она играла в истории
Европейской цивилизации, будет предметом нашей следую-
Щей лекции; в недрах утвердившегося феодализма мы на каж-
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Дом шагу будем встречаться с другими элементами нашего об-
Щества: с королевскою властью, церковью, городскими общи-
Нами; не трудно предугадать, что этим элементам не суждено
Погибнуть под феодальною формою, с которою они сливают-
Ся, в то же время борясь против нее и ожидая, что и для них
Ударит час победы.__ ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Необходимая связь учений и фактов. — Перевес селений над городами. — Орга-
Низация каждого отдельного феодального общества. — Влияние феодальной
Системы на характер феодального владельца и на семейный дух. — Народная
Ненависть к феодальному устройству. — Ничтожное значение священника
Для рабов. — Невозможность правильной организации феодализма: 1) отсут-
Ствие сильного авторитета; 2) отсутствие общественной власти; 3)
Затруднения, сопряженные с федеративным устройством. — Идея о праве
сопротивления, свойственная феодализму. — Влияние феодальной системы:
Благое — на личное развитие человека, дурное — на общественный порядок.
Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
Перии в первую эпоху Средних веков, в эпоху варварства. Мы
Видели, что в конце этой эпохи, в начале x столетия, первою
Системою, развившеюся и овладевшею европейским общест-
Вом, была феодальная система, что из недр варварства преж-
Де всего родился феодализм. Я думаю, нет надобности напо-
Минать, что мы изучаем не историю событий; я не буду рас-
Сказывать вам о судьбах феодализма. Нас занимает история
Цивилизации; цивилизация же есть общий, скрытый факт, ко-
Торый мы ищем под всеми внешними явлениями, скрываю-
Щими его. События, общественные кризисы, различные со-
Стояния, чрез которые проходило общество, любопытны для
Нас только по отношению их к развитию цивилизации. Мы
Должны знать, в чем они противодействовали или способст-
Вовали ей, чем обогатили ее и чего ее лишили. Мы будем рас-
Сматривать феодальный режим исключительно с этой точки
Зрения.
86
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
В начале этого курса мы определили, что такое цивилиза-
Ция, мы старались распознать ее элементы. Мы видели, что
С одной стороны она состоит в развитии самого человека, от-
Дельной личности, человечества, с другой — в развитии внеш-
Него состояния людей, т. е. общества. Итак, встречаясь с со-
Бытием, системою, всемирным явлением, мы должны каж-
Дый раз задавать себе следующий двойственный вопрос: какое
Влияние имело это явление на человека? какое влияние оно
Имело на общество?
Подобные изыскания неизбежно приведут нас к рассмотре-
Нию самых важных вопросов нравственной философии. Ко-
Гда мы захотим узнать степень участия известного события,
Известной системы в развитии лица и общества, нам необхо-
Димо будет определить, в чем состоит истинное развитие того
И другого, какое развитие ложно, незаконно, вредит, вместо
Того чтобы улучшать, влечет за собою регресс вместо прогрес-
Са. Нам никоим образом не следует отказываться от подоб-
Ного изучения; в противном случае нам пришлось бы иска-