Зилось к концу; Европа достигла двух важных результатов

Во-первых, вторжения народов на севере и на юге были

Остановлены; государства, образовавшиеся вследствие рас-

Падения монархии Карла Великого на правом берегу Рейна,

Представляли сильную преграду народам, стремившимся еще

На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-

Манны: до этого времени число морских набегов, за исключе-

Нием вторжений, сделанных в Англию, было крайне незна-

Чительно. В течение ix века эти набеги становятся постоян-

Ными и всеобщими. Следовательно, вторжения с сухого пути

Стали весьма затруднительными; общество приобрело с этой

Стороны более определенные и безопасные границы. Та часть

Бродячего населения Европы, которая не могла быть оттесне-

На назад, принуждена была искать счастья на море. Как ни ве-

Лико было зло, причиненное западу набегами норманнов, но

Они были далеко не столь гибельны, как сухопутные нашест-

Вия, и несравненно менее тревожили зарождавшееся общест-

Во. На юге мы видим то же самое. Арабы водворяются в Испа-

Нии; между ними и христианами идет по-прежнему борьба, но

83

UKMzOS TLKTVS

Она уже не влечет за собою переселения народов. Шайки са-

Рацинов опустошают еще по временам берега Средиземного

Моря; но успехи ислама очевидно прекратились.

Во-вторых, в то же время внутри европейской территории

Заметно прекращение бродячей жизни; народонаселения ста-

Новятся оседлыми, поземельная собственность принимает оп-

Ределенный вид, взаимные отношения людей не изменяются

Уже, как прежде, со дня на день, под влиянием силы и случая.

Внутреннее, нравственное состояние человека также начина-

Ет изменяться, его идеи, чувства, как и сама жизнь, приобре-

Тают некоторую определенность: он привязывается к месту,

На котором живет, к отношениям, в которые вступает, к сво-

Им владениям, которые уже надеется передать своим детям, —

Привязывается к жилищу, которое он впоследствии называет

Своим замком, и к этому жалкому сборищу рабов, из которого

Со временем образуется селение. Повсюду являются малень-

Кие общества, маленькие государства, выкроенные, так ска-

Зать, по мере идей и мудрости человека того времени. В эти

Общества вводится мало-помалу связь, начало которой заклю-

Чается в варварских нравах, связь конфедеративная, не на-

Рушающая личной независимости. С одной стороны, каж-

Дое значительное лицо поселяется в своих владениях вместе

С семьею и слугами, с другой стороны, между этими собствен-

Никами-воинами, рассеянными по территории, установляется

Известная иерархия услуг и прав. Это и есть феодальная сис-

Тема, развившаяся из недр варварства. Из всех разнообраз-

Ных элементов нашей цивилизации, преобладающее влия-

Ние прежде всех, естественно, должен был получить герман-

Ский: на его стороне была сила, он покорил Европу, от него

Она должна была получить свою первоначальную форму, свое

Первое общественное устройство. Так и случилось. Феодаль-

Ная система, ее характер, роль, которую она играла в истории

Европейской цивилизации, будет предметом нашей следую-

Щей лекции; в недрах утвердившегося феодализма мы на каж-

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Дом шагу будем встречаться с другими элементами нашего об-

Щества: с королевскою властью, церковью, городскими общи-

Нами; не трудно предугадать, что этим элементам не суждено

Погибнуть под феодальною формою, с которою они сливают-

Ся, в то же время борясь против нее и ожидая, что и для них

Ударит час победы.__ ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

Необходимая связь учений и фактов. — Перевес селений над городами. — Орга-

Низация каждого отдельного феодального общества. — Влияние феодальной

Системы на характер феодального владельца и на семейный дух. — Народная

Ненависть к феодальному устройству. — Ничтожное значение священника

Для рабов. — Невозможность правильной организации феодализма: 1) отсут-

Ствие сильного авторитета; 2) отсутствие общественной власти; 3)

Затруднения, сопряженные с федеративным устройством. — Идея о праве

сопротивления, свойственная феодализму. — Влияние феодальной системы:

Благое — на личное развитие человека, дурное — на общественный порядок.

Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-

Перии в первую эпоху Средних веков, в эпоху варварства. Мы

Видели, что в конце этой эпохи, в начале x столетия, первою

Системою, развившеюся и овладевшею европейским общест-

Вом, была феодальная система, что из недр варварства преж-

Де всего родился феодализм. Я думаю, нет надобности напо-

Минать, что мы изучаем не историю событий; я не буду рас-

Сказывать вам о судьбах феодализма. Нас занимает история

Цивилизации; цивилизация же есть общий, скрытый факт, ко-

Торый мы ищем под всеми внешними явлениями, скрываю-

Щими его. События, общественные кризисы, различные со-

Стояния, чрез которые проходило общество, любопытны для

Нас только по отношению их к развитию цивилизации. Мы

Должны знать, в чем они противодействовали или способст-

Вовали ей, чем обогатили ее и чего ее лишили. Мы будем рас-

Сматривать феодальный режим исключительно с этой точки

Зрения.

86

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

В начале этого курса мы определили, что такое цивилиза-

Ция, мы старались распознать ее элементы. Мы видели, что

С одной стороны она состоит в развитии самого человека, от-

Дельной личности, человечества, с другой — в развитии внеш-

Него состояния людей, т. е. общества. Итак, встречаясь с со-

Бытием, системою, всемирным явлением, мы должны каж-

Дый раз задавать себе следующий двойственный вопрос: какое

Влияние имело это явление на человека? какое влияние оно

Имело на общество?

Подобные изыскания неизбежно приведут нас к рассмотре-

Нию самых важных вопросов нравственной философии. Ко-

Гда мы захотим узнать степень участия известного события,

Известной системы в развитии лица и общества, нам необхо-

Димо будет определить, в чем состоит истинное развитие того

И другого, какое развитие ложно, незаконно, вредит, вместо

Того чтобы улучшать, влечет за собою регресс вместо прогрес-

Са. Нам никоим образом не следует отказываться от подоб-

Ного изучения; в противном случае нам пришлось бы иска-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: