И стремившееся к преобладанию. Притязание вынуждать ве-

Рование — если только эти два слова могут быть поставлены

Друг подле друга — или материально наказывать за верованье,

Преследование ереси, т. е. пренебрежение законной свобо-

Ды человеческой мысли — вот заблуждение, которое проник-

Ло в церковь еще гораздо ранее v столетия и весьма дорого

Обошлось ей.

Итак, рассматривая церковь в отношении к свободе ее сы-

Нов, нельзя не признать, что начала ее по этому предмету были

Менее законны, менее благотворны, нежели по предмету об-

Разования церковной власти. Не должно, однако, думать, что

Одно дурное начало влечет за собою радикальную порчу учре-

Ждения и что оно действительно причиняет все то зло, кото-

Рое носит в самом себе. Ничто так не извращает истории, как

Логика: ум человеческий, остановившись на одной идее, из-

Влекает из нее все возможные последствия, заставляет ее про-

Извести все зависящие от нее действие и в этом виде вносит ее

В историю. На самом деле бывает совсем не то: события не так

Скоры в своих выводах, как ум человеческий. Во всем и везде

Существует такая глубокая, неизбежная смесь добра и зла, что

Куда бы мы ни проникли, во всех самых сокровенных элемен-

Тах общества или души человеческой мы найдем одновремен-

Ное существование, одновременное развитие этих двух фак-

125

UKMzOS |STYS

Тов, борющихся между собою, но не исключающих друг друга.

Человеческая природа никогда не доходит до последних пре-

Делов добра или зла; она беспрерывно переходит от одного

К другому, восставая в ту минуту, когда, по-видимому, она всегда

Ближе была к падению, ослабевая, когда, по-видимому, шла са-

Мыми твердыми стопами. И здесь мы встречаем тот характер

Нестройности, разнообразия, борьбы, который я уже признал

Отличительным признаком европейской цивилизации. Кроме

Того, есть еще один общий факт, свойственный церковному

Правительству и требующий внимательного изучения.

В настоящее время, говоря о каком бы то ни было прави-

Тельстве, мы знаем, что оно имеет притязание управлять толь-

Ко внешними действиями человека, гражданскими отноше-

Ниями людей между собою: этим, по собственному признанию

Правительств, ограничивается их обязанность. Что касается

До человеческой мысли, совести, нравственности в тесном

Смысле слова, личных мнений и нравов, то во все это прави-

Тельства не вмешиваются, во всем этом господствует свобода.

Христианская церковь действовала и хотела действовать

Совершенно иначе: она старалась управлять именно челове-

Ческою мыслью, человеческою свободою, нравами, личными

Мнениями. Она не установила кодекса, подобного нашим, в ко-

Тором определялись бы только проступки, в одно и то же вре-

Мя противные нравственности и опасные для общества, — ко-

Декса, по которому влекли бы за собою наказание только дей-

Ствия, соединяющие в себе этот двойственный характер; она

Составила перечень всех поступков нравственно преступных,

Т. е. грехов, и для всех их установила меры взыскания и пре-

Дупреждения. Словом, церковное правительство, в проти-

Воположность новейшим, обращалось не к внешнему чело-

Веку, не к чисто гражданским отношениям людей между со-

Бою, а к внутренней природе человека, к его мысли, свободе,

Ко всему, что есть в нем самого задушевного, свободного, не-

Покорного принуждению. Итак, по самой сущности своей за-

126

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Дачи, равно, как и по смыслу некоторых основных начал своей

Правительственной организации, церковь легко могла быть

Увлечена к тирании, к беззаконному употреблению силы. Но,

С другой стороны, сила эта возбуждала непобедимое проти-

Водействие. Как бы мало не оставалось у них простора и дви-

Жения, человеческая свобода и мысль энергически сопро-

Тивляются всякой попытке, направленной к их подчинению,

И беспрестанно заставляют тяготеющий над ними деспотизм

Отрекаться от своих притязаний. Это происходило и в недрах

Христианской церкви. Мы видим преследование ереси, осу-

Ждение права личного анализа, презрение к человеческому

Разуму, принцип повелительной передачи учений путем авто-

Ритета. А между тем найдите общество, где бы личный разум

развивался с большею смелостью, нежели в церкви! Что такое

Секты, ереси, как не плод личных, отдельных мнений? Сек-

Ты, ереси, вся оппозиционная партия в христианской церк-

Ви служит неопровержимым доказательством господствовав-

Шей в ней жизни, нравственной деятельности — жизни бурной,

Трудной, усеянной опасностями, заблуждениями, преступле-

Ниями, но благородной и сильной, давшей место развитию

Лучших сторон ума и воли. Оставьте оппозицию и вступите

В самые недра церковного правительства; вы увидите, что уст-

Ройство и деятельность его далеко не соответствует некото-

Рым принятым в нем началам. Оно отрицает право исследо-

Вания, оно хочет уничтожить свободу личного разума, а ме-

Жду тем беспрестанно обращается к разуму; господствующий

В нем факт — свобода. В чем состоят его учреждения, его спо-

Собы действия? В провинциальных, национальных, вселен-

Ских соборах, в постоянной корреспонденции, постоянном

Обнародовании писем, увещаний, сочинений. Никакое прави-

Тельство не прибегало так часто к совещаниям, к общему об-

Суждению дел. Можно подумать, что находишься в греческой

Философской школе; а между тем дело идет не об ученом спо-

Ре, не об изыскании отвлеченных истин — дело идет о власти,

127

UKMzOS |STYS

О принятии административных мер, об издании законов, сло-

Вом, о правительстве. Но в недрах этого правительства умст-

Венная жизнь была так сильна и энергична, что она сделалась

Господствующим фактом, подчинившим себе все другие; вез-

Де видно действие разума и свободы.

Несмотря на все вышесказанное, я далек от той мысли,

Что дурные начала, которые я старался отличить и которые,

По моему мнению, существовали в системе церковного прави-

Тельства, остались без всяких последствий. В изучаемую нами

Эпоху они уже приносили горькие плоды, а позже принесли

Плоды еще гораздо более горькие, но они не сделали всего

Того зла, которое могли сделать, они не заглушили добра, воз-

Раставшего на той же почве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: