Рование — если только эти два слова могут быть поставлены
Друг подле друга — или материально наказывать за верованье,
Преследование ереси, т. е. пренебрежение законной свобо-
Ды человеческой мысли — вот заблуждение, которое проник-
Ло в церковь еще гораздо ранее v столетия и весьма дорого
Обошлось ей.
Итак, рассматривая церковь в отношении к свободе ее сы-
Нов, нельзя не признать, что начала ее по этому предмету были
Менее законны, менее благотворны, нежели по предмету об-
Разования церковной власти. Не должно, однако, думать, что
Одно дурное начало влечет за собою радикальную порчу учре-
Ждения и что оно действительно причиняет все то зло, кото-
Рое носит в самом себе. Ничто так не извращает истории, как
Логика: ум человеческий, остановившись на одной идее, из-
Влекает из нее все возможные последствия, заставляет ее про-
Извести все зависящие от нее действие и в этом виде вносит ее
|
|
В историю. На самом деле бывает совсем не то: события не так
Скоры в своих выводах, как ум человеческий. Во всем и везде
Существует такая глубокая, неизбежная смесь добра и зла, что
Куда бы мы ни проникли, во всех самых сокровенных элемен-
Тах общества или души человеческой мы найдем одновремен-
Ное существование, одновременное развитие этих двух фак-
125
UKMzOS |STYS
Тов, борющихся между собою, но не исключающих друг друга.
Человеческая природа никогда не доходит до последних пре-
Делов добра или зла; она беспрерывно переходит от одного
К другому, восставая в ту минуту, когда, по-видимому, она всегда
Ближе была к падению, ослабевая, когда, по-видимому, шла са-
Мыми твердыми стопами. И здесь мы встречаем тот характер
Нестройности, разнообразия, борьбы, который я уже признал
Отличительным признаком европейской цивилизации. Кроме
Того, есть еще один общий факт, свойственный церковному
Правительству и требующий внимательного изучения.
В настоящее время, говоря о каком бы то ни было прави-
Тельстве, мы знаем, что оно имеет притязание управлять толь-
Ко внешними действиями человека, гражданскими отноше-
Ниями людей между собою: этим, по собственному признанию
Правительств, ограничивается их обязанность. Что касается
До человеческой мысли, совести, нравственности в тесном
Смысле слова, личных мнений и нравов, то во все это прави-
Тельства не вмешиваются, во всем этом господствует свобода.
|
|
Христианская церковь действовала и хотела действовать
Совершенно иначе: она старалась управлять именно челове-
Ческою мыслью, человеческою свободою, нравами, личными
Мнениями. Она не установила кодекса, подобного нашим, в ко-
Тором определялись бы только проступки, в одно и то же вре-
Мя противные нравственности и опасные для общества, — ко-
Декса, по которому влекли бы за собою наказание только дей-
Ствия, соединяющие в себе этот двойственный характер; она
Составила перечень всех поступков нравственно преступных,
Т. е. грехов, и для всех их установила меры взыскания и пре-
Дупреждения. Словом, церковное правительство, в проти-
Воположность новейшим, обращалось не к внешнему чело-
Веку, не к чисто гражданским отношениям людей между со-
Бою, а к внутренней природе человека, к его мысли, свободе,
Ко всему, что есть в нем самого задушевного, свободного, не-
Покорного принуждению. Итак, по самой сущности своей за-
126
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Дачи, равно, как и по смыслу некоторых основных начал своей
Правительственной организации, церковь легко могла быть
Увлечена к тирании, к беззаконному употреблению силы. Но,
С другой стороны, сила эта возбуждала непобедимое проти-
Водействие. Как бы мало не оставалось у них простора и дви-
Жения, человеческая свобода и мысль энергически сопро-
Тивляются всякой попытке, направленной к их подчинению,
И беспрестанно заставляют тяготеющий над ними деспотизм
Отрекаться от своих притязаний. Это происходило и в недрах
Христианской церкви. Мы видим преследование ереси, осу-
Ждение права личного анализа, презрение к человеческому
Разуму, принцип повелительной передачи учений путем авто-
Ритета. А между тем найдите общество, где бы личный разум
развивался с большею смелостью, нежели в церкви! Что такое
Секты, ереси, как не плод личных, отдельных мнений? Сек-
Ты, ереси, вся оппозиционная партия в христианской церк-
Ви служит неопровержимым доказательством господствовав-
Шей в ней жизни, нравственной деятельности — жизни бурной,
Трудной, усеянной опасностями, заблуждениями, преступле-
Ниями, но благородной и сильной, давшей место развитию
Лучших сторон ума и воли. Оставьте оппозицию и вступите
В самые недра церковного правительства; вы увидите, что уст-
Ройство и деятельность его далеко не соответствует некото-
Рым принятым в нем началам. Оно отрицает право исследо-
Вания, оно хочет уничтожить свободу личного разума, а ме-
Жду тем беспрестанно обращается к разуму; господствующий
В нем факт — свобода. В чем состоят его учреждения, его спо-
Собы действия? В провинциальных, национальных, вселен-
Ских соборах, в постоянной корреспонденции, постоянном
Обнародовании писем, увещаний, сочинений. Никакое прави-
Тельство не прибегало так часто к совещаниям, к общему об-
Суждению дел. Можно подумать, что находишься в греческой
Философской школе; а между тем дело идет не об ученом спо-
Ре, не об изыскании отвлеченных истин — дело идет о власти,
127
UKMzOS |STYS
О принятии административных мер, об издании законов, сло-
Вом, о правительстве. Но в недрах этого правительства умст-
Венная жизнь была так сильна и энергична, что она сделалась
Господствующим фактом, подчинившим себе все другие; вез-
Де видно действие разума и свободы.
Несмотря на все вышесказанное, я далек от той мысли,
Что дурные начала, которые я старался отличить и которые,
|
|
По моему мнению, существовали в системе церковного прави-
Тельства, остались без всяких последствий. В изучаемую нами
Эпоху они уже приносили горькие плоды, а позже принесли
Плоды еще гораздо более горькие, но они не сделали всего
Того зла, которое могли сделать, они не заглушили добра, воз-
Раставшего на той же почве.