Лавшая положить основание особой системы, доставить пре-
Обладание своим догматам и обрядам, своему особому цер-
Ковному устройству: это была партия пресвитерианская; но
Несмотря на все усилия, она не могла собственными средст-
Вами достигнуть исполнения своих желаний. Поставленная
В оборонительное положение, теснимая епископами, она ни-
Чего не могла сделать без действия политических реформато-
Ров, ее естественных вождей и союзников; господствующим
Интересом ее также была свобода. Итак, свобода —вот общая
Мысль, общая цель всех партий, участвовавших в движении,
Как бы велико ни было их взаимное различие. Поэтому анг-
Лийская революция, рассматриваемая с общей точки зрения,
представляется событием по преимуществу политическим;
Она совершилась среди религиозного народа в религиозном
веке, действовала с помощью религиозных идей и страстей;
Но первоначальное побуждение и окончательная цель ее оди-
Наково запечатлены политическим характером; везде преоб-
Ладает стремление к свободе, к уничтожению всякой абсолют-
Ной власти.
Рассмотрим теперь различные фазисы этой революции,
Изучим те великие партии, которые одна за другою участво-
Вали в ней; затем укажем связь ее с общим ходом событий в Ев-
Ропе и определим ее место и значение в европейской циви-
Лизации. Подробное рассмотрение фактов, точно так же как
И беглый обзор их покажет вам, что английская революция
Была первым столкновением свободного исследованья с аб-
Солютною монархиею, первым взрывом борьбы между этими
Двумя великими силами.
В замечательном кризисе, занимающем нас, проявляются
Три главные партии, которые заключают в себе как бы три ре-
Волюции, последовательно выступавшие на сцену историче-
Ского мира. В каждой партии, в каждой революции соединя-
Ются и действуют за одно две партии —политическая и религи-
293
UKMzOS TLOQYRzYTYS
Озная; первая стоит во главе движения, вторая следует за нею,
Но обе необходимы друг для друга, так что двойственный ха-
Рактер события отражается на всех фазисах его.
Первою по времени партиею, под знаменем которой снача-
Ла шли все остальные, была партия законной реформы. При
Начале английской революции, когда в 1640 году созван был
Долгий парламент, все говорили и многие думали, что доста-
Точно только одной законной реформы, что в старинных за-
Конах и обычаях страны существуют средства для искорене-
Ния всех злоупотреблений, для установления правительствен-
Ной системы, вполне сообразно с требованиями народа. Эта
Партия громко порицала и чистосердечно желала предупре-
Дить противозаконные поборы, произвольное взятие граж-
Дан под стражу, одним словом, все действия, несогласные
С действующими законами страны. В идеях этой партии скры-
Валось верование в верховную державность короля, т. е. в аб-
Солютную власть его. Тайное, инстинктивное чувство, конеч-
Но, говорило ей, что в этом начале есть нечто ложное и опас-
Ное, поэтому она и старалась никогда не упоминать о нем; но
Доведенная до крайности и вынужденная к решительному объ-
Яснению, она допускала в королевском сане власть, стоящую
Выше всякого человеческого происхождения, всякого контро-
Ля и, в случае необходимости, защищала эту власть. Она ду-
Мала вместе с тем, что власть, абсолютная по своему прин-
Ципу, должна действовать по известным правилам, в извест-
Ных формах и пределах и что эти правила, формы, пределы
Достаточно определены и обеспечены великою хартиею, под-
Твердительными к ней статутами и вообще древним законо-
Дательством. Таковы были ее политические верования. В ре-
Лигиозном отношении партия законной реформы была того
Мнения, что епископы слишком расширили круг своих дейст-
Вий и присвоили себе слишком большое политическое значе-
Ние, что юрисдикция их слишком обширна, что необходимо
Ограничить ее и наблюдать за ее отправлением. Однако она
294
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Твердо держалась епископского сана, не только как церков-
Ного учреждения, церковной, правительственной системы,
Но и как необходимой опоры для королевской прерогативы,
Как средства защищать и поддерживать преобладающее влия-
Ние короля в делах религиозных. В политическом мире —вер-
Ховная власть короля, действующая с соблюдением законных
Форм и в законных пределах; в религиозном мире —преобла-
Дание власти короля, применяемой и поддерживаемой епи-
Скопами, —такова была двойственная система партии закон-
Ной реформы, главнейшими вождями которой были Кларен-
Дон, Кольпеппер, лорд Кэпель, даже лорд Фольклэнд, самый
Горячий приверженец общественной свободы. В рядах этой
Партии находились почти все члены высшего дворянства чу-
Ждые рабской преданности двору.
За нею следовала другая партия, которую мы назовем пар-
Тией политической. Она находила, что древние гарантии, за-
Конные ограничения недостаточны, что необходимо произ-
Вести существенную перемену, революцию не в формах, а в са-
Мой организации правительственной власти; что король и его
Совет должны лишиться всякой независимости и передать свое
Политическое преобладание палате общин; что правительст-
Во, в собственном смысле этого слова, должно принадлежать
Этому собранию и вождям его. Она сознавала свои идеи и цели
Не в таком ясном, систематическом виде, в каком мы теперь
Представляем их; но такова была сущность ее учения, ее поли-
Тических стремлений. Вместо абсолютного самодержавия ко-
Роля, вместо чистой монархии она верила в верховную власть
Палаты общин как представительницы страны. Под этим поня-
Тием скрывалась идея народной державности —идея, значение
Которой было далеко не вполне понятно для партии, столь же
Мало понимавшей и все последствия ее; верховная власть пала-
Ты общин —вот форма, в которую была облечена эта идея.
С партией политической революции стояла в тесной свя-
Зи религиозная партия пресвитериан. Пресвитериане жела-
295
UKMzOS TLOQYRzYTYS
Ли произвести в церкви такую же революцию, какую союзни-
Ки их замышляли в государстве. Они желали, чтобы церковь