Ко времени появления сарматов в Северном Причерноморье и Приазовье здешние степи были свободны от предшествующего кочевого населения, сосредоточившегося в низовьях Днепра и в Крыму. На севере региона, в лесостепном Поднепровье, обитали праславянские племена зарубинецкой археологической культуры, на юге переживали кризис греческие полисы Северного Причерноморья.
В III в. до н.э. в Северное Причерноморье вторглись близкие к скифам по языку и обычаям, но более воинственные кочевники – сарматы, пришедшие с Нижнего Поволжья. Они заняли степи между Доном и Днепром. Название сарматы происходит от иранского «саоро-мат», что означает «опоясанный мечом». Геродот записал легенду о их происхождении. Согласно этой легенде,
сарматы или савроматы произошли от заблудившихся во время плавания на корабле воинственных женщин – амазонок – и молодых скифов.
Еще в V-IV в. до н.э. сарматы были мирными соседями скифов. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надежными союзниками скифов. Однако в III в. до н.э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Причиной этому стало ослабление Скифского царства. После завоевания Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира.
|
|
Естественной границей между Римской империей и варварским миром была река Дунай. Сарматы постепенно кочевали дальше на запад вдоль Чёрного моря, пока, наконец, не вышли к Дунаю, где тогда стояли римские гарнизоны. Война с римлянами продолжалась 50 лет. Особенно много беспокойства доставляли римлянам сарматские племена роксоланов и аланов.
Сарматы не были единым, однородным племенем, а представляли собой союз родственных и часто враждующих между собой племен. Античные авторы упоминают несколько наиболее крупных сарматских племен. Ими были аорсы, язиги, роксоланы, сираки и аланы. Территория между Днепром и Дунаем стала землей язигов, от Днепра до Дона кочевали роксоланы, пространства между Азовским морем, Каспием и Кавказом были заняты сираками и аорсами. Владения всех этих союзов племен на грече ских и римских картах получают общее название Сарматия.
Главным занятием сарматов было кочевое скотоводство, они разводили крупный рогатый скот, коней и овец. Сарматские мастера знали ремесла: ткачество, оружейное дело, владели мастерством изготовления лепной и кожаной посуды; занимались рыболовством. Торговые отношения и дань с покоренных племен обеспечивали сарматов продуктами земледелия: зерном, мукой, овощами, оливковым маслом, вином. Большое значение в их хозяйстве имела торговля с греческими городами Причерноморья. Рабство у сарматов не было развито – пленных они большей частью продавали грекам, лишь часть использовали в хозяйстве. Сарматы были воинственным народом, вся власть в их обществе была сосредоточена в руках военной знати и передавалась по наследству.
|
|
В военном деле сарматы отличались от скифов ещё большей жестокостью и непреклонностью. Сарматское войско состояло из тяжеловооруженных пехоты и конницы. Именно стремительная тяжеловооруженная конница, действующая в сомкнутом строю – катафракта – была главной военной силой у сарматов. «Железная» конница сарматов наводила ужас на противника. Удар сарматской конницы, которая атаковала врага сомкнутым клином, не могло выдержать ни одно войско. Вот как писал о них римский историк Корнелий Тацит: «Когда они появляются конными отрядами, никто не может оказывать им сопротивления». Всадники были вооружены щитами, копьями, мечами и защитными шлемами. Все были одеты в кольчуги или в панцири с нашитыми на кожаную рубашку железными пластинками. Наконечники сарматских стрел были выкованы из железа и имели три лопасти.
Внешний облик сармат (реконструкция) | Сарматские тяжелые конники | Аланский всадник |
Сарматские племена во ІІ в. до н.э. дошли до Дуная. Второй волной было появление на этих землях во II в. н.э. сарматских племён язигов и роксоланов. Они вытеснили с территории среднего течения Днепра племена зарубинецкой культуры, которые были предками славян.
Господствующее положение в союзе сарматских племен вскоре заняли аланы, предки современных осетин. Вот что писал об аланах историк Аммиан Арцелин: «… молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком, все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей».
Хозяйство и быт аланов был разнообразным: в составе аланского союза имелись и оседлые, и кочевые племена, а также многие сочетали скотоводство с примитивным земледелием. Военные набеги и грабёж занимали большое место в жизни аланов. Основной целью аланских набегов были Закавказье и прилегающие области Ирана и Передней Азии. Представление об аланской культуре дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце (лесостепной вариант Салтово-Маяцкой культуры) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе.
Крупные племенные объединения Аланского союза в IV веке были разгромлены гуннами, а в VI веке – аварами. Часть аланов вынуждена была подчиниться гуннам и принимать участие в их дальнейших военных походах, другая часть ушла на Северный Кавказ, смешалась с местными племенами и участвовала в формировании культуры осетин.
Сарматское жертвоприношение мечу | Сарматская женщина (реконструкция) | Корона сарматской царицы из кургана Хохлач возле г. Новочеркасска |
Именно с аланами была связана очередная волна сарматского вторжения на земли Причерноморья, которая относится ко II-III вв. н.э., когда племена Аланского союза отправились на запад к границам Римской империи. Тогда же произошло вторжение готов на земли Северного Причерноморья.
Из труда Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.) известно, что сарматы поклонялись мечу, олицетворявшему бога войны: «У аланов обнаженный меч вонзают в землю и поклоняются ему как Марсу». Также установлено существование у сарматов культов огня и коня.
Особенное место в сарматском обществе отводилось женщинам. Они имели одинаковые права с мужчинами, ездили верхом, владели оружием, ходили в походы, не вступали в брак, пока не убьют первого врага. Сарматские женщины были умелыми всадницами, а мечом и луком владели наравне с мужчинами. Этих женщин связывают с легендарными амазонками.
|
|
Геродот о сарматских женщинах: «…Сарматские женщины соблюдают древние обычаи: вместе мужьями, а то и без них, они верхом на конях едут на охоту, выступают в поход и носят такую же одежду, что и мужья. Савроматы говорят на скифском языке, но плохо. Девушка у них не может выйти замуж, пока не убьёт врага…».
В донецких степях известны всего несколько могил кочевых воинов- сарматов. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями. У села Новолуганское Артемовского района было найдено воинское мужское погребение. Воина сопровождали железные ножи, кинжал, лук и колчан со стрелами (более 80 шт.).
Женское сарматское захоронение было раскопано у села Васильевка Старобешевского района. Среди находок выделяются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому времени относится также разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаружены фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь боевого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найдены в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. По мнению ученых, этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник – катафрактарий.