Лексическая тема «Насекомые» (12.05.-15.05.)
Беседа по теме.
- За окном весна в самом разгаре, всё просыпается, оживает вокруг – травка, листья на деревьях, поют птички, проснулись и маленькие букашки (мухи, мошки, жуки, пауки). Как можно их назвать одним словом? Насекомые.
- Каких насекомых ты знаешь еще? Стрекоза, комар, гусеница, муравей, …
- Из каких частей состоит тело насекомых? У насекомых есть голова, грудь, брюшко.
- Почему некоторые насекомые ярко окрашены? Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
- Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.
- Чем вредны? Гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.
2. Отгадай загадки!
У нее четыре крыла,
|
|
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее… (стрекоза).
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки (божья коровка).
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (оса).
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая... (муха).
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (кузнечик).
Шестилапый и мохнатый,
Зажужжал мотор крылатый.
Опылять цветущий хмель
Прилетел проворный... (шмель).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка).
3. Игра «Скажи наоборот». Подбор слов-антонимов.
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
4. Игра «Назови ласково».
- Насекомые все такие маленькие. Давай назовем их ласково.
Муха - мушка,
жук – жучок,
таракан – тараканчик,
пчела – пчелка,
стрекоза – стрекозка,
комар – комарик.
Пальчиковая гимнастика «Комар».
Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)
|
|
А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Игра «Скажи одним словом».
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).
У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый).
У комара длинный нос, поэтому его называют … (длинноносым).
Игра «Один – много».
Один жук- много жуков
Один паук- много …
Один муравей- много …
Одна бабочка- много …
Одна оса- много …
Один червяк- много …
Одна улитка- много …
Одна гусеница- много …
8. Упражнение «Опиши пчелу». Подбор эпитетов к существительному.
Предложить ребенку ответить на вопросы:
- Посмотри на пчелку. Какая она усталая. Как ты думаешь, почему она устала? (Потому что она собирала мед).
- А зачем ей мед? (Она отнесет его в улей, и будет питаться медом всю зиму).
- С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед. Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая, трудолюбивая…).
Упражнение «Кто как звучит?».
- А ты знаешь, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
- Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
- Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
- Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.