В н. XVI в. подавляющее большинство населения Европы исповедовало христианство, в котором существовало два основных течения — католицизм и православие, распространённые соответственно на западе и востоке Европы. Все католики мира принадлежали к единой церкви — римско-католической. Их духовным главой являлся папа римский. У православных христиан не было единого духовного главы. В ходе исторического развития возникло несколько самостоятельных православных церквей, лишь формально признававших старшинство константинопольского («вселенского») патриарха. Между обеими ветвями христианства исторически сложились неприязненные отношения. Это было связано не только с богословскими разногласиями и культовыми различиями, но и с неоднократными попытками пап римских подчинить своему духовному влиянию православных христиан, в частности, посредством унии (союза) церквей.
Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных рубежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значительную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиане их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Африку. Однако, если на юго-западе Европы мусульманское население, таким образом, резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как православных, так и католиков, часть которых была вынуждена принять веру завоевателей — ислам.
|
|
Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из З. Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.
Поэтому католическая церковь долгое время не придавала большого значения тому зреющему недовольству, которое росло среди простых верующих. А упрекали её ни больше, ни меньше как в расхождении между словами и делами. Действительно, на словах церковь проповедовала аскетический идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосветского образа жизни, но и демонстративно пренебрегали соблюдением церковных обетов и уставов, например обязательным для католических священников и монахов обетом безбрачия (целибата). Они открыто создавали семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «тёплые» местечки.
|
|
Церковь по-прежнему активно занималась предпринимательской деятельностью. Благодаря разнообразным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества, которым распоряжалась с большой для себя выгодой. Важной статьёй её доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (от лат. - без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни.
Как видим, кризис церкви н. XVI века мало отличается от подобных явлений X-XI вв. (призыв монахов Клюни к очищению церкви) или XIII в. (создание ордена-нищих францисканцев, доминиканцев).
Особое возмущение народа вызывало беззастенчивое обогащение католической церковью с помощью индульгенций — особых свидетельств об «отпущении» грехов. Церковь готова была за деньги простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить в грехе. Массовая продажа индульгенций приобрела особенно широкий размах в связи с началом строительства собора Св. Петра в Риме, потребовавшего огромных затрат.
Лютеранство.
Человеком, бросившим вызов этой порочной практике, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 г., в соответствии с принятым в те времена обычаем, Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберг знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.
Эти тезисы благодаря печатному станку Иоганна Гутенберга, разошлись по всей Германии в огромном количестве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их исправления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его требованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церковных отношений.
Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притязания обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противопоставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только искренне верящий человек. Показателем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной любви к Богу Лютер считал благонравное поведение. Он осуждал аскетизм, но требовал чётко разделять церковные и мирские интересы.
Единственным источником истины Лютер провозглашал Священное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на немецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исключительно к разъяснению смысла Священного Писания.
Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения духовенства как особого сословия. Его место должны были занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и целибат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли индульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мнению, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жизни церковных сановников.
|
|
Реакция противников Лютера не заставила себя долго ждать, Лютер был отлучен от церкви, а когда это не помогло, они провозгласили имперскую опалу над ним и его сторонниками. Лютер был вынужден скрываться. Под знамёна Реформации встали как широкие слои верующих, признававших справедливой критику католицизма, так и многие князья («княжеская реформация»), мечтавшие увеличить свои владения за счёт церковных земель. Под влиянием Реформации многие из князей осуществили в своих владениях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель. Однако в 1529 г. церковь, напуганная масштабом перемен, добились запрета на княжескую секуляризацию. В ответ часть князей и городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали называть протестантами.
В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге с изложением основных принципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, ближайший сподвижник Лютера. Согласно новым принципам вероучения упразднялись пышные богослужения, а также почитание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (главной церковной службы, совершаемой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное место в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная организация сохранялась, но из подчинения папе римскому она переходила в ведение светских монархов.
|
|
К сер.30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северных районах Германии (Пруссия, владения древнего Тевтонского ордена), а также на землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония).
Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.