Религия и церковь в начале Нового времени

В н. XVI в. подав­ляющее большинство населения Европы исповедовало христианство, в котором существовало два основных течения — католицизм и пра­вославие, распространённые соответственно на западе и востоке Ев­ропы. Все католики мира принадлежали к единой церкви — римско-католической. Их духовным главой являлся папа римский. У православных христиан не было единого духовного главы. В ходе ис­торического развития возникло несколько самостоятельных право­славных церквей, лишь формально признававших старшинство конс­тантинопольского («вселенского») патриарха. Между обеими ветвями христианства исторически сложились неприязненные отношения. Это было связано не только с богословскими разногласиями и куль­товыми различиями, но и с неоднократными попытками пап рим­ских подчинить своему духовному влиянию православных христиан, в частности, посредством унии (союза) церквей.

     Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных ру­бежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значи­тельную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиа­не их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Аф­рику. Однако, если на юго-западе Европы мусульманское население, таким образом, резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как пра­вославных, так и католиков, часть которых была вынуждена при­нять веру завоевателей — ислам.

 

Католическая церковь к нача­лу Нового времени выглядела, как ни­когда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а пор­тугальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из З. Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся ар­хитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.

Поэтому католическая церковь дол­гое время не придавала большого зна­чения тому зреющему недовольству, которое росло среди простых верую­щих. А упрекали её ни больше, ни меньше как в расхождении между сло­вами и делами. Действительно, на сло­вах церковь проповедовала аскетичес­кий идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосвет­ского образа жизни, но и демонстратив­но пренебрегали соблюдением церков­ных обетов и уставов, например обязательным для католических свя­щенников и монахов обетом безбра­чия (целибата). Они открыто создава­ли семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «тёплые» местечки.

Цер­ковь по-прежнему активно занималась предпринимательской деятельностью. Благодаря разнообраз­ным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижи­мого имущества, которым распоряжа­лась с большой для себя выгодой. Важной статьёй её доходов была си­мония — продажа церковных долж­ностей, представлявшая собой завуа­лированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму де­нег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за испол­нение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (от лат. - без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмез­дия в загробной жизни.

       Как видим, кризис церкви н. XVI века мало отличается от подобных явлений X-XI вв. (призыв монахов Клюни к очищению церкви) или XIII в. (создание ордена-нищих францисканцев, доминиканцев).

Особое возмущение народа вызывало беззастенчивое обогащение католической церковью с помощью индульгенций особых свидетельств об «отпущении» грехов. Церковь готова была за деньги простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить в грехе. Массовая продажа индульгенций приобрела особен­но широкий размах в связи с началом строительства собора Св. Петра в Риме, потребовавшего огромных затрат.

Лютеранство.

Человеком, бросившим вызов этой порочной практике, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 г., в соответствии с принятым в те времена обычаем, Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберг знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается на­чалом Реформации.

Эти тезисы благодаря печатному станку Иоганна Гутенберга, разошлись по всей Германии в огромном количест­ве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их ис­правления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его тре­бованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церков­ных отношений.

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притяза­ния обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противо­поставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только искренне верящий человек. Показа­телем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной люб­ви к Богу Лютер считал благонравное поведение. Он осуждал аске­тизм, но требовал чётко разделять церковные и мирские интересы.

Единственным источником истины Лютер провозглашал Священ­ное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на не­мецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исклю­чительно к разъяснению смысла Священного Писания.

 

Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения ду­ховенства как особого сословия. Его место должны были занять про­поведники (пасторы), отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и цели­бат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли ин­дульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мне­нию, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жиз­ни церковных сановников.

      Реакция противников Лютера не заставила себя долго ждать, Лютер был от­лучен от церкви, а когда это не помогло, они провозгласили имперскую опалу над ним и его сторонниками. Лютер был вынужден скрываться. Под знамёна Рефор­мации встали как широкие слои верующих, признававших справед­ливой критику католицизма, так и многие князья («княжеская реформация»), мечтавшие уве­личить свои владения за счёт церковных земель. Под влиянием Реформации многие из князей осуществили в своих владе­ниях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных зе­мель. Однако в 1529 г. церковь, напуганная масштабом перемен, добились запрета на княжескую секуляризацию. В ответ часть князей и городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и со­вести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали на­зывать протестантами.

В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге с изложением основных прин­ципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, бли­жайший сподвижник Лютера. Согласно новым принципам вероучения упразднялись пышные богослужения, а также по­читание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (главной церковной службы, соверша­емой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное мес­то в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная ор­ганизация сохранялась, но из подчинения папе римскому она пере­ходила в ведение светских монархов.

     К сер.30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северных районах Германии (Пруссия, владе­ния древнего Тевтонского ордена), а также на землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония).

Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: