Если ваш компьютер имеет выход в Интернет, выполняйте предложенные задания в интерактивном режиме или формате WORD. Выполненные задания копируйте и направляйте в Электронный дневник.
Выполняйте задания в привычном режиме: письменно в рабочей тетради. Выполненные задания копируйте и направляйте в Электронный дневник.
Уважаемые родители! Помогите своим детям адаптироваться в новых непривычных условиях. Организуйте своим детям разумный режим дня, не позволяйте часами сидеть за компьютером, чередуйте занятия с активным отдыхом. Пока вы дома, учитесь вместе с детьми!
На интересующие вопросы готова ответить в режиме СМС по тел. 8-95-17-96-29-29 ежедневно строго с 17-00 до 18-00.
Успехов! Берегите себя и близких! Оставайтесь дома!
Ромашкина Людмила Александровна
Тема урока: Местоимение как часть речи (2 ученических часа).
Цели урока:
Узнать, какие слова русского языка являются местоимениями.
Научиться находить местоимения в тексте, задавать к местоимениям смысловые вопросы, определять на что указывает местоимение, с какой частью речи соотносится, каким членом предложения является.
Готовиться к успешной сдачи ВПР, отрабатывая навыки выполнения языковых разборов: морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического.
Ход урока
Изучение нового материала.
Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Пример:
« Они (ребята) скоро встретятся».
«Миша написал в чьей-то (Машиной) тетради».
«В котором (седьмом) часу встретимся»?
Вопрос, на который отвечает местоимение, зависит от того, на что оно указывает (предмет, признак или количество).
По соотношению с другими частями речи выделяют 4 группы местоимений.
Местоимения-существительные указывают на предметы | Местоимения-прилагательные указывают на признаки предметов | Местоимения-числительные указывают на количество предметов | Местоимения-наречия указывают на признаки действий |
Кто? Что? | Какой? Каков? Чей? | Сколько? | Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? |
Я, ты, он, они, кто-то, что-нибудь, некто, кое-что… | Свой, ваш, мой, другой, иной, весь, тот, этакий, такой… | Сколько, столько, несколько | Там, туда, когда, поэтому, зачем, затем, как… |
В предложении бывают подлежащими и дополнениями: «Ему (Кому?) пришло письмо» — дополнение.«Она (Кто?) всегда грустит» — подлежащее | В предложении бывают определениями: «По улице (Чьей?) моей спешат люди» — определение | Являются одним членом предложения с существительными (подлежащими, дополнениями, обстоятельствами): «Несколько девушек танцевали» — подлежащее.«Сколько дней мы не виделись!» — обстоятельство | В предложении являются обстоятельствами: «Когда-нибудь (Когда?) мы встретимся.» — обстоятельство |
Изменяются по падежам | Изменяются по родам, числам и падежам | Обычно изменяются по падежам | Не изменяются |
Обрати внимание!
Морфологические признаки местоимения зависят от того, какую часть речи они заменяют.
Закрепление нового материала.
(При выполнении заданий в тетради не забывайте указывать его номер).
Задание 1. Найди словосочетание(я) с местоимением. Отметьте словосочетания с местоимениями галочкой или выпишите в тетрадь.
· Ему нравится
· Зайду кое-куда
· Встретиться у дома
· Надел на неё
· На берегу реки
· Повернуть направо
· Встретимся завтра
· Свет небес
· Рядом с кем-то
Задание 2. Укажи, с какими частями речи соотносятся местоимения (либо выбирая из предложенных вариантов, либо выполняя задание в тетради)
Пример:
своего — местоимение-прилагательное.
Там — мест.-нар. мест.-сущ. мест.-числит. мест.-прил. | Никто — мест.-прил. мест.-числит. мест.-сущ. мест.-нар. |
Мой — мест.-прил. мест.-числит. мест.-нар. мест.-сущ. | Ничей — мест.-прил. мест.-нар. мест.-числит. мест.-сущ. |
В нескольких — мест.-нар. мест.-числит. мест.-сущ. мест.-прил. | Всегда — мест.-числит. мест.-нар. мест.-прил. мест.-сущ. |
Задание 3. Выпиши из предложений местоимения (если при местоимениях есть предлоги, то с предлогами). Укажи, какие части речи они замещают.
Пример:
предложение: «С вами приятно иметь дело».
Ответ: с вами — местоимение — существительное.
Вытри пыль на моём столе — — мест.-сущ. мест.-нар. мест.-числит. мест.-прил.
Иван с нами поедет в Крым? — — мест.-нар. мест.-прил. мест.-числит. мест.-сущ.
Поездки в Египет всегда были для Юли праздником — — мест.-прил. мест.-сущ. мест.-числит. мест.-нар.
Домашнее задание:
1. Выучите теоретический материал, предложенный в разделе 1 настоящего урока либо параграф 79 учебника + таблицу из раздела 1.
2. Выполните упр. 434.
3. Выполните языковые разборы упр. 434: «2» – морфемный (по составу) и словообразовательный; «3» - морфологический (как часть речи); «4» - синтаксический разбор предложения.
4. Выучите произношение слов для успешного выполнения задания 4 ВПР (ударение падает на выделенный гласный): ворота, звонят (звонит, позвонит), кружева (нет кружев, кружевами, кружево), повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начать (он начал, она начала, оно начало), создала (создал, создали, создало).
Внимание! Выполненные задания 1-3 и домашнее задание необходимо направить в электронный дневник до 19-00 06.04.2020 г.!!!!