Речевая культура оратора

Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия. путем убеждения и внушения. Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий ответной словесной реакции.Оратор всегда стремится преодолеть пассивность восприятия адресата и втянуть его в активную мыслительную деятельность. В идеале ораторская речь – двусторонний процесс (диалог на уровне мышления). Особенности ораторской речи: «обратной связи». Оратор должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать собственную речь, то есть устанавливать контакт со слушателем; устная форма общения. сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь тщательно готовится.Чем опытнее оратор, тем искуснее переходит он от книжно-письменной формы речи к живой;использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических). Ораторы бывают: Рационально – логический(рассуждения,оргументация)
Эмоционально – интуитивный(остроты,кламбуры, не всегда пишут план выступления).Философский- «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу.Лирический, или художественно - образный.Дикция, жесты, тембор голоса. Методы удержания аудитория: переходы к вопросно-ответной форме, психологическая пауза(5-7сек),Лексически-синтаксические приемы:градация,инверсия,литературные тропы, спец.слова и выражения (местоименя:я,мы, глаголы2го лица:сделаем,собирем).Позы,жесты,мимика: Ритмические жесты(подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи)
Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).указательные,изобразительные.Символические несут определенную информацию (жест обобщения)

Владение техникой речи.Основные элементы речевой техники:фонационное (речевое) дыхание;

голос (правильные навыки голосообразования)дикция (степень отчётливости в произношении слогов, звуков)На этапе словесного оформления выступления объектами внимания оратора должны стать 1) изобразительные возможности, или богатство языка, а также 2) явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а вторых – избегать в своей речи.

Богатство языка: количество слов (активный словарь), многозначность, синонимы, сравнения, фразеологизмы.Засоряющие слова: "заезженные" формулировки, слова-паразиты, сленговые формы, сокращения слов, фонетические стяжения, иноязычные "вкрапления", орфоэпические ошибки.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: