(представленные уроки, учебные кейсы и дополнительные занятия (см. пример со страницы сайта www.htweek.ru, готовые уроки)
При проектировании урока опирайтесь на 5 оснований качества:
• Качество задачи. Когда ученик получает задание учителя, он точно должен понимать: что нужно сделать? С помощью каких ресурсов (учебник, сайт, наблюдения и т.д.) нужно выполнить задание (исследование или проект)? В каком виде представить полученный результат? Как будет оцениваться выполненное задание и как можно оценить себя?
• Качество организации. Цикл образования всегда состоит из одних и тех же стадий. Мотивация. Постановка цели и задач. Отбор содержания для деятельности. Организация деятельности. Промежуточная проверка и корректировка. Предварительная и итоговая оценка полученного результата (в соответствии с поставленными целями). Умеют ли наши ученики самостоятельно осуществлять этот цикл? Конечно, нет, особенно, если мы их не учили. В цифровой реальности без этого умения движение не начнется. Если наш ученик еще не очень умеет организовывать себя, то функцию организатора придется взять на себя взрослым.
|
|
• Качество мотивации. Мотивированный труд результативнее, чем труд «из-под палки». В условиях дистанционной организации обучения забота о мотивированности ученика становится ключевым фактором успешности. Только мотивированный труд может породить самостоятельность и активность, которые так нужны в этой ситуации. Когда ученику не хватает своей мотивации, в ход может пойти «распределенная мотивация» (родители, друзья, педагоги).
• Качество обратной связи. При проектировании онлайн-урока не забудьте описать каким образом будет осуществляться обратная связь с учеником. Простая заповедь: если вы даете поручение (задачу, задания), вы обязаны проявить уважение к исполнителю и проверить выполнение. Первая же непроверенная задача порождает стремление отказаться (схитрить) от выполнения работы вообще. Обратная связь – это не пометка «см», а объяснение: Что получилось? Что не получилось? Что полезно изменить? Как это сделать?
• Качество совместности. Классики всегда утверждали, что качество образовательной среды определяет качество образовательного результата. Но любая школьная среда, включая виртуальную, строится усилиями многих и многих людей. Что будет, если 10 учителей одного ребенка предъявят к нему 10 разных моделей организационно-педагогических требований? Ответ понятен. Значит, сначала нам придется договориться между собой. Договариваться придется учителям, родителям и ученикам. Мы живем и работаем не для детей, а вместе с детьми. И мы все сейчас нуждаемся в помощи, любви и поддержке. При проектировании онлайн-урока заложите возможность групповой работы, в том числе, с участием взрослых (родителей и тьюторов).
|
|
Что должно присутствовать в описании
Название
В чем смысл (миссия) реализуемого урока? Ключевые символы, слоганы, слова.
Каково потенциальное число участников?
На какой возраст рассчитано?
Что делает организатор?
Что делают участники (Что и В какой последовательности)?
Какое оборудование, раздаточные материалы и другие ресурсы необходимы в расчёте на всю группу или на каждого участника?
Каковы планируемые результаты? (способ самооценки, обратной связи, предметное последействие).
Формат оформления:
Название | Пример: «Урок-исследование. Мхи и их сородичи» | ||
Смысл | Пример: «Мир мхов совсем не так прост как может показаться на первый взгляд. Как устроены и как живут эти древние растения? И можно ли самому вырастить мох?» | ||
Ключевые смыслы, слоганы | Пример: «Реальность нуждается в твоем дополнении» | ||
Символы |
| ||
Возраст: | 5-6 классы | Число участников | 25-50 |
Этап и время | Что делают участники? | Что делает организатор? | Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование, необходимые реактивы |
1. Постановка задачи (5 минут) | Пример: Мхи – это растения? Если это так, то давайте найдем основные признаки растений у этих живых организмов. «…» | Пример: «Смотрим видео с презентацией и слушаем комментарии ведущего» | видеоматериал (прилагается), Делают заметки, зарисовки, формулируют проблемные вопросы. |
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
Планируемый результат (предметный продукт): |
Примечание. В материалах online-семинара «Цифровая педагогика и инновационный потенциал кризиса» есть лекция о том, как подготовить и провести онлайн-урок – проект или урок-исследование https://www.youtube.com/watch?v=b0ih3gs8xI8&feature=youtu.be. В лекции приведены примеры уроков-исследований «Эффект лотоса» и «Мхи.».
Приложения.
1. Фильмы
2. Раздаточный материал (все формы для размножения).
3. Описание (модель) итогового продукта.
4. Презентации
5. Методики обратной связи
Максимальный объем архива урока в формате zip не должен превышать 100 Мб. Материал может быть размещен на облачных ресурсах Яндекс-диск, Облако Mail, Гугл-диск.
Приложение 3
Разработка
Учебно-исследовательского или учебного проектного кейса.