Нотный стан, скрипичный ключ

Пояснительная записка

Слушание музыки и изучение основ музыкальной грамоты – один из важнейших видов музыкального развития ребенка, составная часть общего развития человека. На сегодняшний день учебники по данному предмету не разработаны.

Особенностью предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является соединение двух видов деятельности в области музыкального искусства:  слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.

Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» возникло в результате педагогической деятельности ее авторов на хореографическом отделении в МБОУДО г. Кургана «ДШИ  № 1». Пособие ориентировано на программу с восьмилетним сроком обучения на отделении «Хореографическое искусство».

Цель создания пособия – оказание помощи обучающимся в освоении предмета, как на уроках, а также в домашней самостоятельной работе. Рекомендации облегчат обучающимся повторение материала, помогут подготовиться к итоговой аттестации.

В соответствии с учебной программой пособие построено концентрическим способом – темы на протяжении четырех лет повторяются, но в каждом последующем классе углубляются, дополняются и расширяются.

Учебное пособие содержит не только теоретическую, но и практическую часть курса.

Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» может быть использовано в работе преподавателей теоретических дисциплин ДШИ и ДМШ, а также рекомендовано обучающимся и родителям в помощь при подготовке к урокам, так как содержит краткое изложение каждой темы.  

 

Класс

Тема № 1. «Основные черты музыки, как вида искусства»

Музыкальные образы и способы их выражения

Задание 1. Запомни:

Музыка – это вид искусства, который художественно отображает окружающую жизнь с помощью звуков.

Музыкальный образ – это воплощенные в музыке: чувства, переживания, мысли, размышления т.д. Музыкальные образы выражаются с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, ритма, темпа, динамики, тембра и других.

Слушание музыки: П.Чайковский «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Сказка в музыке

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков опера «Садко» - «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок»; П. Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица»; П. Чайковский «Детский альбом» - «Баба-Яга»; М. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках», «Гном», «Старый замок»; А. Лядов «Кикимора».

Тема №2. «Маршевая музыка»

Задание 1. Выучи на память:

Марш (с франц. « marche» означает «ходьба») - пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под которые удобно шагать, маршировать.

Задание 2. Запомни:

Особенности марша:

1. четкий, энергичный ритм

2. темп шага

3. 2-х или 4-х дольный размер

Слушание музыки: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,  Э. Григ «В пещере горного короля», Д. Шостакович «Марш».

Тема № 3. «Музыкальная и нотная грамота»

Нотный стан, скрипичный ключ

Задание 1. Выучи на память:

Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты.

Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: