Задание № 2. Выберите группу слов, в каждой их которых есть только звонкие согласные.
А) удар, каюта, точка, цепь;
Б) сажа, кот, музей, шёпот;
В) мера, досуг, щедрый;
Г) земля, грубый, влево, вьюга.
Задание № 3. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука.
А) яма, семья, ёж, день, юла;
Б) баян, юг, ель, жюри;
В) вьюн, ёрничать, платье, маяк;
Г) сюрприз, вялый, зебра, тёмная.
Задание № 4. Укажите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков.
Чтобы, съесть, съезд, рассечь, явь, честный, ночной, ежевика.
Задание № 5. Даны слова ЛЮК, ЯР, ЛЁН. Определите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке. Запишите эти слова.
Ф Р А З А. С И Н Т А Г М А. Ф О Н Е Т И Ч Е С К О Е С Л О В О.
Упражнение № 1. Прочитайте выразительно текст. Сколько в нем фраз? Разделите
первое предложение на синтагмы. Сколько в нем фонетических
слов? Укажите в тексте проклитики и энклитики.
|
|
Сколько раз ни приезжаешь в Ленинград, всегда волнуешься, как перед свиданием с любимым человеком, которого не видел много лет. Узнает ли он тебя? Не скажет ли, что ты растерял за эти годы веселье и доброжелательность к людям? Примет ли он тебя с прежней простотой? Или будет молчать, сдерживая зевоту, как всегда бывает, когда умирают старые связи?
(К.Паустовский).
18
Упражнение № 2. Запишите, разделяя текст на предложения. Поставьте знаки
препинания. Разделите текст на фразы, выделите синтагмы и
фонетические слова в каждой фразе.
что такое воля вольная хорошо определено в русских лирических песнях русская лирическая протяжная песнь поётся лучше всего вне дома на воле в поле издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека
(Д.С.Лихачев).
С Л О Г
Упражнение № 1. Знание какого признака слога оттачивают следующие вопросы?
Продумайте свою реакцию в случае неправильных ответов детей.
- В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?
- В слоге два звука. Какие это звуки?
- В слоге три звука. Сколько в нем гласных? Сколько согласных?
- В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.
- В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?
- В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли число слогов в данных словах? Объясните.
Упражнение № 2. Укажите количество слогов в словах цифрами: 1,2,3,4,5,6.
|
|
Отражение чуткая изъян
Вскользь свои съезд
Емкий растительность южное
Природная впредь неожиданность
Преображенная яблоневые углубить
Упражнение № 3. Определите типы слогов в односложных словах.
Вы, для, ус, тьма, он, ум, холм, страх, спи, сельдь, акт, игр.
Упражнение № 4. Разделите слова на слоги и для переноса. Объясните, в чем важность
такого задания. Соответствует ли слогораздел морфемным
границам?
Образец: я|зы|ко|зна|ни|е - языко – зна – ние
Бегущие гармония переиздание
Неотъемлемый безударный узнаешь
Уяснить покоряется продуманная
Опасность рельефно вглубь
Вплавь является располагаться
19
З В У К И Р Е Ч И
Упражнение № 1. Прочитайте стихотворение. Какие вопросы надо задать по
стихотворению?
Дыхание свободно в каждой гласной. Звучат в согласных серебро и медь.
В согласных прерывается на миг… А гласные тебе даны для пенья.
И только тот гармонии достиг, И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Кому чередованье их подвластно. Иль даже продышать стихотворенье.
(С.Я.Маршак).
Упражнение № 2. Исправляя фонетическую ошибку в выделении звука, допущенную учеником, один учитель говорит так: «Неверно, подумай!» Второй учитель всякий раз рекомендует: «Скажи и послушай!» Чья установка правильнее? Почему?
Упражнение № 3. М.В.Панов отмечает: «Прочесть букву – значит произнести звук, который буква обозначает. Звук все-таки произносится, а буква – читается». С учётом этого замечания оцените лингвистическую точность следующих учительских формулировок:
- Прочитайте слова, в которых есть звук «я».
- Сегодня мы будем читать слова со звуками [д] и [д’].
- Ударная гласная буква в слове КАША.
- Поднимите руки, если услышите букву Р.
- Произнесите звук [т]. Какой он? (Твердый). А теперь произнесите его мягко.
В каждом случае дайте правильный вариант высказывания.
Г Л А С Н Ы Е З В У К И.
Упражнение № 1. Узнайте гласный звук по характеристике. Укажите
дифференциальные признаки, по которым вы узнали гласный звук.
- гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;
- гласный, ударный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;
- гласный, ударный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;
- гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;
- гласный, ударный, среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;
- гласный ударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный.
Упражнение № 2. Охарактеризуйте ударный гласный звук в следующих словах:
1 вариант 2 вариант 3 вариант
Красивее партер повторим
|
|
Баловать досуг диспансер
Обыденный торты добыча
Свекла звонит случай
Кухонный хозяева каталог
Щавель прибывший столяр
20
Упражнение № 3. Подчеркните буквы, на месте которых произносится:
1) звук [ ъ ]: колокольчик, табуретка, загородный, пароходство, молодая;
2) звук [ ь ]: переворот, веретено, решительно, очаровательный, перина;
3) звук [ а ]: абрикос, подойти, вероятность, узнавая, преподавать;
4) звук [ э ]: колея, весенний, заветная, переплетение, повстречать.
Упражнение № 4. Какие слова соответствуют схемам:
1) [ ъ а а ] 2) [ а а ъ ] 3) [ ь э о ] 4) [ э о ь ]
барабан паводок кипяток иголка
провода поводок перекат плетёнка
ананас подарок перелёт неволя
5) [ а ъ ъ ] 6) [ э ь ь ] 7) [ ъ а а а ] 8) [ ь э о а ]
памятник веселье сковорода передала
запонка селезень передача перепёлка
каморка беленький пропаганда невесомый
Упражнение № 5. Соедините слова с соответствующими им схемами гласных.
1)Весна [ э а ] 2) вездеход [ а о ъ ] 3) переплёт [ ъ э а ]
Зима [ э о ] самолёт [ а ь ъ] белизна [ ь э о ]
Лето [ и а ] валенок [ ь э о ] бегемот [ ь э о ]
Сезон [ э а ] опёнок [ ъ а о] железо [ ь и а ]
|
|
Упражнение № 6. Укажите последовательность гласных звуков в следующих словах: