III. Изучение нового материала

Задачи: 

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок – путешествие.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.

 

Ход урока.

I.Оргмомент и целеполагание.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий.

- Как вы думаете, о чём идёт речь? (А называется оно «Сказка про краски»)

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном, какие части речи нам нужны? (имена прилагательные).

 

 II. Создание проблемной ситуации.  

- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (ученые, исследователи, открыватели).

Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)

Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (чередование гласных в корне слова)

Как вы понимаете смысл названия этой части речи? (Приложенное, добавленное к чему-то)

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

Запишите тему урока.    

III. Изучение нового материала

- Итак, мы - открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути «Карта путешествия». Открывать ее мы будем постепенно.

1. Давайте сначала посмотрим, какое же значение имеет имя прилагательное.

- Какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение № 565 на странице 81(устно).

- Какой вывод вы можете сделать? Какую дополнительную информацию несет имя прилагательное?)

- Ребята, прочитайте текст упражнения № 567.  Какие прилагательные помогают поэту ярко нарисовать березу? Назовите их.

- Выпишите из текста прилагательные, которые характеризуют березку.

- Скажите, пожалуйста, что обозначает имя существительное? А что же тогда обозначает имя прилагательное?

Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение, выделить его из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

2. Вернемся снова к «Карте путешествия». Теперь нам предстоит следующее открытие – вопросы, на которые отвечает эта часть речи.

Имя прилагательное, мы с тобой дружны,

                            Признаки предметов называешь ты.

                            Солнечное лето, праздничная ель,

Вкусные конфеты, Машенькин портфель.

- Выпишите прилагательные из этого стихотворения.

-На какие вопросы отвечают выписанные прилагательные?

- Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Молодцы! Мы совершили второе открытие на нашем уроке.

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Чей?

3. Мы с Вами вновь возвращаемся к «Карте путешествия». Следующее открытие, которое нам предстоит, – это морфологические признаки прилагательного.

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

-Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

 черемуха душистая

 небо ясное

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется по падежам.

А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательные.

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)

Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Итак, Вы сделали третье открытие.

4. Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль.

--Внимательно посмотрите на предложения.

Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Подчеркните волнистой линией прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться?

Наступает ранняя весна. Шерсть у белки рыжая.

Вывод: имя прилагательное в предложении являются определением или сказуемым.

Итак, ребята, мы открыли всю «Карту путешествия». Вы отличные исследователи! Так что же такое имя прилагательное?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: