Правовые формы ограничения монополистической деятельности в РФ, государственное регулирование

 

Антимонопольное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

На основе и в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» осуществляется контроль за использованием гражданских прав в целях ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Законом запрещено органам государственной власти и местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность участников предпринимательской деятельности, а также создают дискриминирующие или, наоборот, благоприятные условия для деятельности отдельных предпринимателей, если это ведет к ограничению конкуренции или ущемлению интересов остальных участников рынка.

Закон признает недействительными соглашения между потенциальными конкурентами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если такое соглашение направлено на существенное ограничение конкуренции.

Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

При этом распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение; некорректное сравнение в рекламе производимых или реализуемых товаров с товарами других производителей или продавцов; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров другого производителя; получение и использование различной научно-технической, производственной или торговой информации, включая информацию, составляющую коммерческую тайну, без согласия владельца расцениваются как недобросовестная конкуренция и запрещены законом. Если действия предпринимателя или юридического лица, занимающего доминирующее положение на рынке, имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, то говорят о злоупотреблении доминирующим положением. Оно может проявляться, например, в изъятии из обращения определенного товара с целью создания дефицитного спроса на него и как следствие повышения цены; навязывании при заключении договоров с контрагентами своих условий, невыгодных для них или дискриминирующих по сравнению с другими; создании условий, препятствующих другим субъектам хозяйствования в выходе на рынок со своими товарами и услугами; согласии заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создании препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования; установлении монопольно высоких (низких) цен; сокращении или прекращении производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства, необоснованном отказе от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара и др.

Законом установлен также порядок государственного контроля:

за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции. Например, федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ. Контроль также устанавливается за ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если это приводит кпоявлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда;

за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях. Например, приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей), а также приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа, допускается только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушения антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Проведение государственной политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечение контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе; регулирование деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте осуществляется Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое является федеральным органом исполнительной власти.

Определение понятия «естественная монополия» дано в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях», который устанавливает правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в России и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нем эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства па единицу товара но мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены п потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения иены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

установление цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Разработка и проведение политики реструктуризации субъектов естественных монополий в целях повышения эффективности их деятельности, а также координация действий в этой сфере федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ входит в задачи Межведомственной комиссии по вопросам реструктуризации субъектов естественных монополий. Для решения поставленных перед ней задач Комиссия, в частности:

проводит анализ деятельности субъектов естественных монополий, их взаимодействия с организациями других отраслей экономики;

рассматривает вопросы демонополизации, развития конкуренции и приватизации в сферах деятельности естественных монополий, а также организационную структуру и формы собственности субъектов естественных монополий;

рассматривает вопросы организации и функционирования федерального и региональных рынков продукции (услуг) субъектов естественных монополий (правила, условия и механизм взаимодействия субъектов рынка, особенности формирования цен (тарифов) для различных потребителей, особенности договорных отношений, порядок доступа к ресурсам), вырабатывает меры по совершенствованию системы государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и по развитию конкуренции;

рассматривает другие вопросы структурной реформы в сферах деятельности субъектов естественных монополий.[8.176]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: